Для среднего профессионального образования открывается «окно возможностей»
На рынке труда обостряется дефицит квалифицированных рабочих кадров. Наиболее критичная ситуация сложилась в промышленности, на транспорте и в строительстве. Как «подружить» спрос и предложение, обсудили участники круглого стола «Мониторинг качества подготовки кадров в системе среднего профессионального образования». Дискуссия прошла с участием специалистов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках IX Международного конгресса-выставки «Global Education — Образование без границ — 2015» (24–25 ноября 2015, Москва, Президент-отель).
Внимание к качеству подготовки кадров — ключевой элемент государственной политики как для системы образования в целом, так и в сегменте среднего профессионального образования (СПО) в частности, отметил руководитель круглого стола первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг. Чтобы приобретаемые квалификации выпускников колледжей, техникумов, профтехучилищ соответствовали требованиям современной экономики, необходимо сформировать механизм оценки качества образования, позволяющий своевременно проводить мониторинг актуальной и перспективной ситуации и обеспечивать информационную открытость результатов деятельности в сфере СПО. Эта задача обозначена в качестве одного из основных мероприятий Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Коллегией Минобрнауки России 18 июля 2013 г.). Модератор напомнил об этом программном документе, отметив важность изучения не только текущей кадровой ситуации, но также прогнозирования возможных вызовов экономики и подготовки ответов на них с точки зрения обеспечения необходимых квалификаций.
Вопросы регулярного систематического наблюдения количественных и качественных параметров развития системы СПО, которые должны быть положены в основу реализации грамотной государственной политики и получения своевременной обратной связи, прокомментировал Николай Шугаль, замдиректора Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ. Среди них одним из наиболее острых, по его мнению, является модернизация статистики образования, требующая переосмысления и унификации инструментария, способов сбора и обработки данных и подходов к организации статнаблюдения по ряду уровней образования, в частности по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
Докладчик представил результаты большого проекта, выполненного специалистами ИСИЭЗ по заказу Минобрнауки России, по разработке унифицированного инструментария федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, реализующих образовательные программы. Разработанный статистический инструментарий стал принципиально новым применительно к сферам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения. В системе СПО его планируется внедрить в 2016 году.
Обеспечивать качественную характеристику процессов в сфере СПО позволяют социологические обследования. Николай Шугаль рассказал о развитии таких обследований на основе мониторинга экономики образования (МЭО), который регулярно проводит в интересах Минобрнауки России Высшая школа экономики при участии Левада-Центра и Фонда «Общественное мнение». Мониторинг охватывает все основные уровни образования, носит лонгитюдный характер и в то же время обладает гибкостью для учета вопросов актуальной повестки дня. Его результаты используют органы государственной власти при выработке политических решений в сфере образования. Основываясь на данных статистики и МЭО, Николай Шугаль остановился на ключевых вызовах, с которыми сегодня сталкиваются образовательные организации, реализующие программы СПО.
Вызовы для системы СПО
Уровень поступающих в ПТУ, колледжи и техникумы понижается. На программы СПО чаще поступают школьники, учившиеся в обычных школах (в среднем 81%) и в классах без специализации (в среднем 76%), получавшие в последний год обучения в школе преимущественно удовлетворительные (в среднем 33%) и хорошие оценки (в среднем 41%). Наблюдаются значимые отличия в худшую сторону по сравнению с поступающими на программы высшего образования.
Изменяются образовательные траектории поступающих. Выпускники 9-х классов все в меньшей степени склонны продолжать обучение в школе и все больше выбирают программы подготовки специалистов среднего звена. Это обусловливает смещение контингента обучающихся в сторону программ СПО на базе основного общего образования и, как следствие, ставит профессиональные образовательные организации перед необходимостью развития компетенций по реализации не только СПО, но и среднего общего образования.
Студенты ПТУ, колледжей и техникумов не вполне мотивированы получать конкретную профессию/специальность с целью применения приобретенных знаний на рынке труда, показывают данные МЭО. В качестве основных критериев выбора образовательной организации (помимо хорошего обучения профессии, которая нравится) они называют ее близость к дому, легкость поступления и обучения. 28% выпускников программ подготовки специалистов среднего звена, окончив техникум или колледж, в этом же году поступают в вуз.
Следствием сказанного является не очень высокая степень удовлетворенности работодателей уровнем подготовки выпускников: уровень их профессиональных знаний работодатели в среднем оценивают (по пятибалльной шкале) на три с плюсом, а умение переучиваться и осваивать новое — на четыре. Доля компаний, не принимающих выпускников на работу, за последние 10 лет сильно выросла (с 36 до 66%, хотя в 2014 г. увеличилась и доля компаний, которые вообще никого не принимали на работу, вероятно, по причине кризисных явлений в экономике). Среди тех, кто принимал выпускников, примерно ¾ сошлись во мнении, что выпускники нуждались в дополнительном обучении (по высшему образованию показатель составляет 64%).
На рынке труда усугубляется дефицит квалифицированных рабочих кадров. Наиболее критичная ситуация наблюдается в промышленности, на транспорте и в строительстве. Разрыв между весьма высоким спросом на специалистов с СПО и предложением рынка продолжает расти как в количественном, так и в качественном отношении. В результате — возникает окно возможностей для системы СПО, однако нужно усиливать мотивацию молодежи.
Отмеченный работодателями недостаток квалификации персонала сказывается на эффективности компаний, в трети случаев — весьма существенно. Для исправления ситуации компании в подавляющем большинстве случаев предпринимают активные действия — вынуждены обучать сами. Лишь немногие компании склонны заключать договор с профессиональной образовательной организацией для подготовки сотрудника с необходимой квалификацией.
Уровень взаимодействия организаций сферы образования и реального сектора экономики значительно снизился в последнее время. Основные формы сотрудничества — стажировки и практики. Другие варианты (совместные исследовательские проекты и программы, участие в разработке профессиональных стандартов, поощрение лучших студентов, работа в попечительских, наблюдательных советах) пока не превышают 1–2% в ответах опрошенных работодателей. Подавляющее большинство компаний по-прежнему предпочитают поддерживать менее затратные формы взаимодействия с образовательными организациями.
Ситуация усугубляется тем, что уровень взаимодействия сферы образования и реального сектора экономики значительно снизился в последнее время. Среди основных препятствий для сотрудничества со сферой образования работодатели видят незаинтересованность самих образовательных организаций, а также нежелание работников компаний работать со студентами. В то же время в упомянутой Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года ведущая роль государственно-частного партнерства в подготовке квалифицированных кадров провозглашена одним из основных принципов. Актуальнейшей задачей для системы СПО является повышение мотивации и создание привлекательных условий для взаимовыгодной и всесторонней кооперации профессиональных образовательных организаций и предприятий-работодателей. Пока же работодатели готовы еще больше расширять возможности производственных практик и стажировок студентов, а также выражают заинтересованность в организации обучения персонала центрах профессиональной квалификации (также говорят о прохождении работниками там независимых оценок).
Компании хотят влиять на формат профессионального обучения
О новом сегменте мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ, посвященном проблематике профессионального обучения (ПО), рассказала Наталья Бондаренко, ведущий научный сотрудник Левада-Центра. Исследователи заинтересовались тем, как формируются потребности в профобучении, как потребители выбирают конкретные программы и как потом оценивают организацию обучения и его результаты. Для этого они сравнивают мнения руководителей профессиональных образовательных организаций, слушателей программ профессионального обучения и работодателей, полученные в ходе количественных опросов и фокус-групп.
Докладчица выделила проблему недостаточного фактического спроса на ПО, особенно со стороны компаний, притом что существует значительный интерес к обучению рабочих в связи с дефицитом в компаниях данной категории сотрудников. Исследования выявили основные ограничения, из-за которых образовательные организации недополучают потенциальных заказчиков: срабатывают как долгосрочные факторы (сокращение интереса населения к традиционным рабочим профессиям; несистемные профориентация и популяризация современных рабочих профессий; довольно низкий уровень участия взрослого населения в непрерывном образовании), так и краткосрочные (нестабильная ситуация на рынке труда, экономическое самочувствие компаний).
Многие потребители сетовали на отсутствие современного учебного оборудования, слабую осведомленность педагогических работников о новейших технологиях. Работодатели отмечали, что при подготовке рабочих важно уделять внимание не только передаче специализированных знаний, но и развитию навыков их применения в конкретных компаниях, а также развитию универсальных трудовых навыков (трудовой культуре, умению находить самостоятельно решения, навыкам организации и планирования рабочего времени, навыков командной работы). Среди основных претензий называли ограниченные возможности заказчиков влиять на содержание программ ПО и контролировать качество обучения. Таким образом, компании хотели бы иметь возможность вносить изменения в формат обучения, который задан федеральными государственными образовательными стандартами.
Форсайт компетенций
Формирование образовательной политики нуждается не только в статистических и социологических данных, но и прогнозных оценках. Доступные количественные данные пока не позволяют адекватно определять потребности в новых компетенциях, и потому их необходимо дополнять процедурами мониторинга целевых технологий и инноваций, сфокусированных на конкретных областях, технологических разработках, секторах, продуктовых рынках, регионах, профессиях и целевых группах.
Заведующая отделом исследований человеческого капитала ИСИЭЗ Наталья Шматко рассказала об инструментах упреждающего реагирования на грядущие изменения спроса на компетенции рабочих кадров с учетом глобальных и национальных трендов научно-технологического развития. Регулярные форсайт-исследования позволяют спрогнозировать потребности по кадрам и компетенциям на уровне отраслей экономики и отдельных компаний, предотвратить и/или быстро преодолеть существующий и будущий дефицит требуемых навыков, своевременно организовать профессиональное обучение и в целом содействуют актуализации непрерывного обучения и модернизации базового образования.
Результаты уже реализованных форсайтов в различных отраслях российской экономики показали, что процессы технологической модернизации производства и ориентация на импортозамещение требуют непрерывного обучения персонала. Такая задача остро стоит для всех функциональных позиций внутри компании, а не только в отношении уже обладающих высокой квалификацией категорий работников, таких как техники, инженеры и мастера. В соответствии с применяемыми в форсайт-проектах подходами для раннего выявления новых и будущих квалификационных требований необходимо: (a) анализировать тенденции и инновации, влияющие на потребности в навыках с позиций предприятий и работников; (b) исследовать новые квалификации для конкретных секторов, профессий, рабочих мест и видов деятельности; (c) определять дефицит по объему профессионального обучения; (d) просчитывать варианты и разрабатывать предложения по этому сегменту обучения. Как подчеркнула Наталья Шматко, выявление профессиональных компетенций, а затем и формирование квалификационных требований к профессиям должны опираться на жизненный цикл продукции, характерный для каждой отрасли, включая разработку, производство, испытания, хранение, реализацию, эксплуатацию, сервис и утилизацию продукта.
Итоги работы круглого стола подвела Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России. Она подчеркнула важность продолжения работ по совершенствованию информационного обеспечения сферы подготовки профессиональных кадров.
Подготовили Николай Шугаль, Наталья Бондаренко, Наталья Шматко
Гохберг Леонид Маркович
Лаборатория экономики инноваций: Руководитель
Шматко Наталья Анатольевна
Лаборатория экономики инноваций: ведущий научный сотрудник