На пути к мировому уровню образования и исследований
Центр передовых исследований науки, технологий и инноваций, созданный в прошлом году на базе ИСИЭЗ, — один из элементов новой архитектуры Вышки, значимый для реализации ее программы повышения конкурентоспособности. О том, как совершенствуется структура и кадровый состав ВШЭ, рассказал на мероприятии в Доме Правительства РФ Ярослав Кузьминов.
Ректор НИУ ВШЭ представил основной доклад на совещании по вопросу о повышении конкурентоспособности российских университетов, участвующих в программе «5–100». Его провела 19 октября вице-премьер Ольга Голодец. Открывая встречу, она отметила, что многие российские вузы хорошо продвинулись в мировых рейтингах и правительство будет поддерживать их и дальше. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов добавил, что продвижение в рейтингах — не самоцель, а главная задача — улучшать работу наших вузов и повышать их конкурентоспособность. Ярослав Кузьминов в своем докладе рассказал, какие шаги в этом направлении предпринимает Вышка.
Обновление структуры
В ВШЭ в последнее время были созданы мегафакультеты, которые объединили наиболее тесно взаимодействующие между собой области науки. Новая структура облегчает работу на стыках научных областей, и именно так развиваются ведущие мировые вузы, подчеркнул Ярослав Кузьминов. Прежние факультеты превратились в департаменты и школы, кафедры ликвидируются, основу структуры теперь составляют образовательные программы.
Создание мегафакультетов без кафедр началось с экономистов, которые показали пример остальным. Свою «независимость» сохранили только два факультета — права и математики, и последний имеет тесные связи с рядом других факультетов. Все остальные были объединены.
В значительной степени сохранили автономию крупные научные институты, ориентированные на рынок, но доля государства в структуре прикладных научно-исследовательских разработок была значительно сокращена. Сейчас большую долю заказов институты получают от российских компаний.
В последние пять лет Вышка переводит исследования в формат международных лабораторий — научных подразделений, работающих под руководством ведущего зарубежного ученого и представителя научного сообщества ВШЭ. Это сразу задает высокий уровень исследований, чтобы результаты можно было публиковать в ведущих мировых журналах. 4 лаборатории были открыты при поддержке Правительства РФ — по 220-му постановлению, еще 18 — на средства ВШЭ, из них две созданы в структуре ИСИЭЗ — Лаборатория экономики инноваций под руководством профессора Университета Манчестера (Великобритания) Яна Майлза и Лаборатория исследований науки и технологий, которую возглавляет профессор Университета Оттавы (Канада) Джонатан Линтон.
Центры передовых исследований
Чтобы обеспечить лидерство по актуальным направлениям науки, ВШЭ приступила к созданию центров передовых исследований. В прошлом году были созданы две такие структуры: Центр передовых исследований нейроэкономики и когнитивных знаний на базе Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ и Центр передовых исследований науки, технологий и инноваций на базе Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Задача этих центров — концентрировать усилия на прорывных научных направлениях, повышая качество и результативность исследовательской работы, развивая образовательную деятельность, поддерживая международную мобильность, укрепляя и развивая кадровый потенциал.
ИСИЭЗ ведет активную работу в этих областях. Например, приглашает зарубежных ученых для проведения исследований и чтения лекций. Поддерживает талантливую молодежь из российских научных и образовательных организаций посредством открытых конкурсов индивидуальных исследовательских проектов. (До 25 октября принимаются заявки в рамках очередной волны конкурса.)
В 2014 году была запущена международная магистерская программа «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» («Governance of Science, Technology and Innovation»). Развивается журнал «Форсайт»: в перспективе он должен превратиться в одно из ведущих мировых изданий в своей области и уже сейчас содействует росту публикационной активности сотрудников центра. Совместно с издательством Springer начата подготовка серии монографий на английском языке “Science, Technology and Innovation Studies”. Первая вышедшая монография “Science, Technology and Innovation Policy for the Future. Potentials and Limits of Foresight Studies” (можно посмотреть тут) близка к рекорду по числу платных скачиваний с сайта издательства — более 12 тысяч.
Планируется, что к 2020 году центров передовых исследований в Вышке будет восемь.
Единый контракт
По словам Ярослава Кузьминова, в Вышке введен единый контракт, который «является азбукой для международных университетов». Сотрудник ВШЭ, занимающий научную или преподавательскую должность, должен вести исследования, преподавать и принимать участие в организационной работе, на которую уходит примерно 10 процентов времени, — развивать сервисы университета, то есть участвовать в самоуправлении.
Такой подход расширяет возможности студентов, так как все научные сотрудники вовлекают их в свою работу, в том же Центре нейроэкономики и когнитивных исследований занимаются студенты почти со всех факультетов Вышки. К проектам Центра передовых исследований науки, технологий и инноваций ИСИЭЗ также могут подключаться студенты и аспиранты со всех факультетов университета. Это не просто интеграция науки и образования, а вовлечение студентов в исследования, перемешивание представителей разных направлений и обладателей разных компетенций.
Вышка осуществляет международный рекрутинг, нанимая 20-30 человек в год на трехлетние контракты, после чего — в зависимости от результатов — или продлевает контракт, или расторгает договоренности. Из примерно ста преподавателей, нанятых на международном рынке докторов наук, примерно половина не говорит по-русски, так что на каждом факультете, начиная с третьего курса, каждый студент должен выбирать предметы на английском языке. Если к этому времени студент языком не владеет, преподаватель его не поймет.
Вышка перешла к отрытому и альтернативному конкурсу преподавателей с приемом внешних кандидатов. Была создана трехступенчатая система оценки качества работы — департамент, факультет, общеуниверситетская кадровая комиссия. В первый год обновление составило 12%, конкурс достигал 10 человек на место. Для молодых людей из академического и кадрового резерва были введены стартовые гранты на два года — за это время человек должен достичь результатов, чтобы потом зарабатывать как минимум те же деньги за счет академических надбавок.
ВШЭ зарабатывает около 5 млрд рублей в год, и эти деньги инвестируются, прежде всего, в науку и кадры, рассказал ректор ВШЭ. Однако базовые ставки в университете небольшие, увеличить свой доход преподаватель может благодаря академическим надбавкам и по результатам студенческого голосования за лучших преподавателей. Академическая надбавка — это фактически плата за опубликованные статьи в авторитетных журналах, ведь сам факт публикации показывает, что человек дорого стоит на рынке, и назначается эта надбавка автоматически, вне зависимости от отношений преподавателя с руководством. В результате с 2012 года более чем в 2 раза увеличилось количество публикаций сотрудников Вышки в журналах из баз Scopus и Web of Science, более чем в 3 раза — цитируемость. Количество статей в журналах ВАК, напротив, уменьшилось.
Coursera, аспирантура и журналы
Ректор ВШЭ считает, что у российских вузов, за исключением МГУ, шансы войти в топ-100 основных мировых рейтингов к 2020 году ограничены, времени на это нужно больше. Например, если на место университета в рейтинге влияет распределение голосов опрошенных экспертов, наши вузы попросту «заголосуют». При этом темпы развития российских университетов в рейтингах очень высоки. Например, Вышка значительно продвинулась в предметных и отраслевых рейтингах QS. В рейтинге международных исследовательских сетей Social Science Research Network (SSRN) среди 1500 университетов и научных центров ВШЭ занимает 108-е место по общему количеству цитирований публикаций.
По мнению Ярослава Кузьминова, в перспективе, чтобы добиться международного превосходства, российским университетам нужно, во-первых, участвовать в наполнении международных платформ открытых курсов. У Вышки сейчас 22 курса на портале Coursera, и из 500 тысяч слушателей почти 100 тысяч — жители США.
Во-вторых, нужно формировать систему собственных научных степеней и международных аспирантур. От имени ассоциации «Глобальные университеты» ректор ВШЭ предложил правительству как можно быстрее разрешить ведущим вузам присваивать собственные научные степени.
В-третьих, нужно решить проблему российских научных журналов, так как наличие публикаций и цитируемость значительно влияют на продвижение университетов в рейтингах, и, в отличие от экспертного голосования, это объективная процедура. Ректор ВШЭ предложил целевым образом выделять средства на продвижение российских научных журналов в Scopus и в Web of Science, подчеркнув, что эта работа выходит за рамки возможностей отдельно взятого университета.
На основе новости на портале НИУ ВШЭ