Комментарий Леонида Гохберга порталу STRF.ru
Одной из позитивных тенденций, вызванной в том числе кризисом в отечественной экономике, можно считать повышение интереса российского бизнеса к долгосрочному планированию собственной деятельности, считает первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, главный редактор научного журнала «Форсайт» Леонид Гохберг.
За последнее время очень сильно возросло качество программ инновационного развития компаний
"С недавнего времени наблюдаются позитивные сдвиги, благодаря которым практика форсайта транслируется не только в сферу политики, но и в корпоративные круги. Мне действительно кажется, что это связано и с кризисом, и с поиском новых рынков и ниш на рынках существующих, и с поиском новых механизмов кооперации компаний с государством и между собой.
Например, очень сильно возросло за последнее время качество программ инновационного развития компаний, это отмечалось на днях в обсуждении на Межведомственной комиссии по технологическому развитию (при Минэкономразвития России – Ред.).
Наблюдается усиление долгосрочного видения, появляется акцент на развитие стратегических программ, ориентированных на 10-15 лет.
Кроме того, формирование стратегического планирования компаний-поставщиков сейчас тоже усиливается — опять же, в рамках поиска новых рынков. Они заинтересованы в развитии механизмов кооперации с крупными компаниями-интеграторами, вокруг которых и выстраивают на долгосрочной основе свои производственные программы. Для них стратегия крупных компаний-заказчиков является определяющей в их собственных стратегических упражнениях, в том числе на базе методов форсайта.
Частные компании, в том числе добывающего сектора, сильно пострадали во время кризиса от падения цен на сырьевые товары. Теперь они тоже ищут новые ниши, связанные с технологическими сдвигами и рыночными перспективами, которые будут провоцировать спрос на их продукцию.
Высшая школа экономики всячески поддерживает компании в этих процессах. Во-первых, мы ведём большую пропагандистскую работу по развитию форсайт-исследований в России. Мы проводим массу мероприятий — и открытых, и более камерных, куда приглашаем компании, и это оказывается в определённой мере эффективным.
Во-вторых, мы сотрудничаем со многими российскими и зарубежными компаниями, и у нас уже есть наработанная методология.
Кроме того, мы обладаем сильными конкурентными преимуществами в развитии собственно новейших методов форсайт-исследований и анализа технологических трендов, За счёт такого разнообразия предложений мы работаем с компаниями в разных направлениях."
Источник: STRF.ru
Гохберг Леонид Маркович
Лаборатория экономики инноваций: Руководитель
Гохберг Леонид Маркович
Лаборатория экономики инноваций: Руководитель