• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прибыль не всегда первична: о мотивации инноваторов

Удалось ли социологам обнаружить «народных умельцев» в России, насколько удачно индустрия видеоигр адаптирует инновации и чем интересен ученым популярный сериал «Больница Никербокер», рассказал старший научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Константин Фурсов на открытой лекции в Парке Горького. Ее тему он сформулировал так: «От общества потребления к обществу созидания: потенциал пользовательских инноваций».

В кинотеатре под открытым небом «Пионер» почти аншлаг. Какие инновации могут инициировать обычные люди (обычно их пользователи), — тема весьма актуальная, особенно в мегаполисах, вероятно, в силу большой  популярности стартапов и активного развития малого бизнеса.

Константин предупреждает, что рассчитывает на вопросы из зала и обратную связь по завершении выступления. «А что, интерактивно! Обязательно что-нибудь спросим», — говорит мне один из сидящих по соседству слушателей. И действительно: лаконично и информативно лектор затронул ряд непростых вопросов, вызвавших у аудитории живой интерес и желание вступить в дискуссию. Не остались без внимания и научные изыскания самого Константина и его коллег, содержание которых стало одной из центральных тем его выступления.

Инновации: back to basics

Разговор об инновациях стоит начинать с определений. В профессиональном сообществе под инновациями принято понимать новые или значительно улучшенные, прежде всего в технологическом отношении, товары и услуги, а также способы производства и его организации, маркетинговые методы.

Как уникальная рекомбинация материалов, средств производства и технологий может приводить к повышению предпринимательской прибыли и как, вследствие этого, инновации становятся важнейшими инструментами повышения эффективности предприятий, проанализировал Йозеф Шумпетер (Константин подробно рассказывал об этом в другой лекции: «Как инновации из состава преступления превратились в формулу успеха»). Данная теория стала очень важной для экономистов, и долгое время ученые фокусировали внимание на предпринимателях или фирмах, объединенных общим стремлением к повышению рентабельности и получению сверхприбылей.

Признание идей Шумпетера в научном сообществе привело к возникновению так называемой линейной модели инноваций. Ее суть заключалась в тесной взаимосвязи между результатами научных достижений и процессом генерации инноваций. Соответственно, изобретение в такой модели является результатом прежде всего исследовательской деятельности.

Наукоцентризм подхода некоторые  исследователи подвергали закономерной критике: очевидно, что далеко не каждая научная идея порождает инновации. Более того, инновации вполне могут возникать и в бытовой практике, заимствоваться из иных сфер деятельности.

Неполнота долгое время доминировавшей схемы «фирма — стремление к успеху на рынке» заставляла ученых искать новые объяснения феномену инноваций как одному из факторов экономического успеха.

Как потребители становятся создателями

В 1960-х получила развитие модель пользовательских инноваций (user innovation). Ученые, наконец, сфокусировались на фигуре пользователя, который может выступать как частью фирмы, так и конечным потребителем. Это привело к кардинальному изменению общей картины восприятия инноваций. Исследователи заинтересовались мотивом, который преследует пользователь, и выяснили, что довольно часто для людей важна не столько прибыль, сколько решение проблемы или получение продукта/ услуги необходимого качества.

Интуитивная понятность данной схемы быстро нашла применение при анализе многих феноменов экономической реальности тех лет. Так, большими инноваторами оказались велосипедисты: представители этого пользовательского сообщества самостоятельно решили проблему неудобной езды «в горку», создав ряд модификаций велосипедов, которые позволяли свободно ехать по пересеченной местности и склонам возвышенностей.

Как только человеку удается абстрагироваться от прибыли и обратиться к потребностям, его мышление перестраивается в более креативное русло, освобождая простор для экспериментов и позволяя идти на риск. Более того, в случае успеха пользователь не скован коммерческой тайной и соображениями этики, и потому готов практически беспрепятственно делиться собственным опытом или просить совета. Такое поведение можно охарактеризовать как реципрокное: делясь опытом или помогая другим, люди не рассчитывают на сиюминутную выгоду, но при этом предполагают, что в случае необходимости им также окажут поддержку.

Grassroots innovations: на почве небезразличия

Долгое время пользовательские инновации оставались вне зоны интереса исследователей и ориентированных на коммерческий успех фирм, будучи прерогативой людей, вынужденных самостоятельно решать проблемы в том числе профессионального характера. Однако уже в 70-х годах прошлого столетия начинается активный поиск таких инноваторов и предложенных ими решений. Применение людьми своих знаний для решения профессиональных или бытовых проблем стали называть «инновационным поведением».

Встретить примеры такого поведения можно во многих сферах: от разработки программного обеспечения, сферы IT до разработки технологий в медицине и в промышленности. Порядка 25% инноваций разработали сами медицинские работники. Детский хирург Джон Гиббон создал аппарат искусственной вентиляции легких, после того как неоднократно с неравнодушием наблюдал, как у пациентов из-за спазма нарушается дыхательная функция, что могло привести и к гибели. Первый разработанный им аппарат по насыщению крови кислородом производители отказались выпускать в промышленных масштабах, ссылаясь на его громоздкость и сложность процесса. Значительно улучшив механизм с помощью коллег и проведя серию испытаний, Гиббон добился производства своего изобретения.

Инновационное поведение часто отражает современная массовая культура. Например, главный герой популярного сериала «Больница Никербокер», как и реальный его коллега Гиббон, использует невероятные для той эпохи инструменты, самостоятельно их конструируя для решения конкретных задач.

Коммерчески интересные любительские разработки

С повышением значимости пользовательских инноваций изменились установки бизнеса и форматы вовлечения потребителей. Все чаще пользователей приглашают принять участие в разнообразных тестах, опробовать специальные инструменты разработчиков, сами люди активно обмениваются разработками в специально организованных сообществах. Характерный пример Lego: собранные на основе базовых наборов этого конструктора и представленные в опользовательскойнлайн-сообществах пользовательские модели давно расширяют ассортимент данного производителя. Сегодня примерно 75% крупных корпораций обращаются к пользователям с целью улучшения своей продукции; в большей степени это касается «гигантов» рынка. Особых успехов в этой сфере на государственном уровне достигла Индия: здесь существует регулярно обновляемый реестр инноваций (Grassroots innovations), и даже вручается ежегодная премия за лучшую пользовательскую инновацию.

Есть и неудачные примеры, заметная часть которых приходится на игровую индустрию. Крупнейшие разработчики Microsoft и Sony не смогли развить коммерческий успех игровых консолей на основе датчика захвата движения, даже несмотря на активный интерес пользователей.

Между тем стоит помнить о важной особенности пользовательских инноваций — возможности обращать неудачи в успех, хотя бы и в совершенно иной сфере. Технологии, использованные в Kinect, стали применяться в медицине для фиксирования отдельных движений и отдачи команд во время проведения хирургических операций; датчики захвата движения внедрены в охранные системы, в том числе российскими вооруженными силами.

В России больше всего пользователей-инноваторов

В 2014 году эксперты ИСИЭЗ провели опрос в рамках Мониторинга инновационного поведения населения, и его результаты показали, что среди россиян инноваторов очень много: около 10%.

Российские граждане применяют инновационные разработки прежде всего для решения бытовых проблем: занимаются апгрейдом электроники и бытовых приборов, а еще охотно придумывают новые кулинарные рецепты. Главные «инноваторы» — мужчины среднего уровня достатка, чаще всего получившие высшее образование. Уникальной для России является четко выделяемая группа лиц, представленных фермерами или рабочими специальностями из удаленных от федерального центра городов с низким уровнем дохода.

Объяснений российским реалиям в сфере пользовательских инноваций может быть несколько. По одной из гипотез, «домашние» инновации — компенсаторный механизм в условиях ограниченного рыночного предложения. Кроме необходимости заниматься инновациями из-за дороговизны или недоступности высокотехнологичных товаров, люди нередко применяют соответствующие навыки еще из желания опробовать свои силы в новой сфере деятельности. В советские времена у населения поддерживался на разных уровнях «дух предпринимательства» и идеология «сделай сам». Сейчас, однако, можно говорить о постепенном снижении ее влияния: эти процессы, в частности, отражает многократное снижение тиражей прежде весьма популярных научно-популярных журналов и другой прессы на тему домашних изобретений.

Очень высокий показатель инновационного поведения россиян (для справки: он практически вдвое превышает аналогичный для США и других стран, которые традиционно воспринимаются как передовые в инновационном плане) упирается в важное ограничение: крайне низкую активность населения России в области коммерциализации результатов своей интеллектуальной деятельности. Среди главных препятствий для инноваторов Константин Фурсов выделил качество и открытость среды, страх или нежелание людей делиться своими изобретениями.

Тем не менее, в последнее время в России усиливается тенденция к внедрению пользовательских инноваций крупным бизнесом: яркий пример — созданная российскими энтузиастами система обработки кадастровых данных, находившихся в открытом доступе. Кто знает, быть может, именно за вашим рецептом компота или апгрейдом тракторного двигателя в очередь выстроятся производители, чтобы завоевать глобальные рынки?

Владислав Шишкин

 

Видеозапись лекции

 

Все фотографии мероприятия