Модель управления наукой меняется
Дискуссии на научной конференции «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика», которую шестой год подряд проводит Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, фиксируют перемены в подходах к изучению текущего состояния и прогнозируемых направлений развития науки и технологий. Важнейшие тренды в форсайт-исследованиях в России и в мире — глубокое проникновение их результатов на всех уровнях научно-технической и инновационной политики (НТИ), расширение линейки и усложнение методов анализа и вовлечение новых участников.
За последние годы в российском научно-технологическом ландшафте произошли большие изменения, сместившие акценты государственной политики в этой сфере в сторону усиления инновационной инфраструктуры, развития механизмов трансфера технологий и результатов исследований в экономику. Перечислив основные новации, директор Департамента науки и технологий Министерства образования и науки РФ Сергей Салихов подчеркнул: «сейчас мы входим в новый этап научно-технологического развития РФ, когда государство фокусируется на науке как на сфере получения и освоения новых знаний, а не как на отдельном секторе социально-экономической системы. Наука рассматривается государством как значимый игрок в экономике, как ядро развития и основной ресурс обеспечения независимости и конкурентоспособности страны».
Поддержать этот вектор призваны два документа: Стратегия научно-технологического развития РФ на долгосрочный период, внесенная недавно в правительство, и новый закон о науке, научной и научно-технической инновационной деятельности в РФ, который должен быть разработан в течение 2016—2017 гг. и в 2018 г. внесен в Госдуму. Стратегия впервые задает внешние цели для науки через механизм больших вызовов (эта тематика подробно обсуждалась на Форсайт-конференции в 2012 г., проходившей под девизом «Форсайт: инновационные ответы на глобальные вызовы»), в привязке к которым будут сформированы новые приоритеты научно-технологического развития. Проект Стратегии устанавливает весьма жесткие требования к государственной системе управления, однако сам документ «не про реформу науки, а про изменение модели управления наукой в РФ», подчеркнул Сергей Салихов.
Реализация Стратегии научно-технологического развития и Закона о науке РФ потребует изменения всей системы взаимоотношений между наукой и обществом, бизнесом и государством. Представитель Минобрнауки России предположил участникам Форсайт-конференции обсудить те или иные аспекты управления наукой и прогнозирования ее развития с прицелом на принятие этих стратегических документов.
В создании базы доказательной научно-технической и инновационной политики, мер нормативного регулирования в этой сфере используются результаты исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Их обсуждение в кругу национальных и международных экспертов высокого уровня, наряду с рассмотрением теоретических вопросов, а также прикладных и эмпирических, связанных с инструментальными методами, является одной из целей ежегодной Форсайт-конференции. В этом году безусловный приоритет организаторы отдали презентациям молодых исследователей Вышки. «Такие дискуссии всегда дают мощный импульс для дальнейшего академического роста наших молодых коллег. Для них это очередной экзамен на профессиональную состоятельность», — подчеркнул первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг. Рассмотрение актуальной российской повестки и широкого спектра международных исследований выводят Форсайт-конференцию НИУ ВШЭ в число влиятельных и значимых событий для исследователей науки и технологий в мире, отметил первый проректор, сославшись на обзоры международных организаций и отзывы коллег в академических и экспертных кругах.
Европа включает режим умной специализации
Страны Евросоюза стремятся повысить производительность и конкурентоспособность на глобальном рынке, сократить разрыв с США и усилить потенциал внутренних рынков. Дженнифер Касингена Харпер из Совета по науке и технологиям Мальты рассказала о подходах ЕС к формированию научно-технической и инновационной политики с опорой на принципы умной специализации, которые включают, в частности, анализ национального контекста, оценку потенциала для инноваций, обоснованный выбор приоритетов развития, выработку на уровне ключевых стейкхолдеров общего видения будущего и создание единых систем управления и мониторинга реализации приоритетов. Использование многоуровневого форсайта позволит совмещать цели глобального, регионального и национального развития в процессе определения приоритетов в сфере НТИ и оценки их реализации и, в конечном счете, добиться большей отдачи инвестиций в НИОКР. Эксперт показала, как данная политика применяется в Румынии, Польше, Литве, итальянской Тоскане и в самой Мальте.
Стейкхолдеры будущего — дети, подростки и нейросети
О новых направлениях и аналитических инструментах в работе главного “think tank” по изучению будущего и формированию политики в сфере НТИ в Бразилии Центра стратегических исследований и управления (CGEE) рассказал его исполнительный директор Марсиу де Миранда Сантуш. CGEE является давним партнером Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по оптимизации исследовательского инструментария, в частности в области data mining, а также координации Международной сети центров научно-технологического прогнозирования.
CGEE на постоянной сотрудничает с правительством страны и профильными министерствами (М. науки, технологий, инноваций и коммуникаций, М. обороны, М. образования и культуры, М. планирования, управления и развития), Национальным банком развития, Всемирным банком, крупными корпорациями и фондами. Специалисты центра создают аналитику для принятия более обоснованных решений о поддержке исследований и разработок в области энергетики, космических технологий, сельского хозяйства, биоэкономики, устойчивого развития среды, образования и развития человеческих ресурсов, умных городов, других тематик. В своей работе используют широкий арсенал инструментов, включая машинный анализ данных, библиометрию и наукометрию, экспертные опросы и другие методы, которые, как подчеркнул Марсиу де Миранда Сантуш, постоянно оптимизируются и усложняются.
Во многих проектах CGEE взаимодействует с большим пулом экспертов и выстраивает в процессе этого платформу для их сетевого взаимодействия (нетворкинга). Например, чтобы понять, охватывают ли программы поствузовской подготовки действительно востребованные в практике темы, специалисты центра проводят консультации с 4 000 координаторами образовательных курсов в Бразилии, сопоставляют результаты с национальными и международными базами данных и на основе анализа выносят рекомендации по расстановке приоритетов и структуре учебных планов.
Примечательно, что в новейших форсайт-проектах CGEE активную роль играют дети. «Они привнесли в наши исследования очень много нового, говорит Марсиу де Миранда Сантуш. — Конечно, очень важно работать со специалистами, разные базы данных прочесывать, но посмотрите [спикер показал видеоролик о форсайт-сессии с совсем юными стейкхолдерами], как радуются дети, участвуя в научной работе, слагая истории о том, как будут выглядеть города будущего, в которых им жить».
Тематика и направления форсайт-исследований в России за счет вовлечения молодежи также расширяются, заметил замдиректора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок. «Мы научились консолидировать вокруг идей долгосрочного прогнозирования бизнес- и экспертное сообщество. Результаты прогнозов интегрируются в систему принятия решений. Однако в сценариях будущего до 2030-2040-2050 года (есть форсайты и до 2100 года) мы не должны забывать о тех, кто будет жить на этом горизонте и эти сценарии воплощать». Чтобы отразить в новых научно-технологических прогнозах интересы по максимуму всех «реципиентов» и «бенефициаров», Форсайт-центр Вышки в 2016 году инициировал Национальный молодежный форсайт. Александр Чулок предположил, что сотрудничество с бразильскими коллегами обогатит работу обоих центров еще и по этому блоку.
Сдвиги в базовых предпосылках
Меняются базовые предпосылки и в практике форсайт-исследований.
Проекты по изучению будущего всегда носили междисциплинарный и межотраслевой характер, однако в дальнейшем эти свойства форсайтов станут определяющей гарантией качества их результатов.
В форсайт-проектах заметен отход от прогнозирования и возможных сценариев будущего с учетом позиций стейкхолдеров, принимающих решения «здесь и сейчас». Как отмечал выше спикер из Бразилии, в эту работу все больше вовлекаются лица, которым предстоит принимать решения в будущем, — нынешние дети и подростки. С большим вниманием разработчики форсайтов разных поколений будут относиться и к более ранним результатам, полученным другими командами. Формирование такой институциональной памяти форсайтов станет не менее важно и на уровне ключевых стейкхолдеров. Информационные системы управления разного уровня будут все больше опираться на онлайн-поддержку с функцией обновления, уточнения данных, важных для принятия решения. Возможность оперативно получать независимые, объективные, научно обоснованные прогнозные оценки посредством анализа больших данных становится краеугольным элементом форсайт-проектов нового поколения.
Технологическое лидерство к столетию КНР
Лю Юфа из Шанхайского института международных исследований представил новую стратегию научно-технологического и инновационного развития Китая, разработанную по поручению президента Си Цзиньпина.
На подготовительном этапе ее реализации (с 2016 по 2020 гг.) правительство стремится оптимизировать структуру национальной промышленности на основе технологических инноваций, они становятся ведущей силой национального экономического роста. Так, высокоскоростные железные дороги уже известны как новая визитная карточка китайской экономики. Успехи в развитии космической программы Китай собирается ознаменовать запуском собственной космической станции к 2020 году.
Ускоренное продвижение к технологическому и инновационному лидерству — новая «национальная цель», достижение которой к 2049 году (столетию основания КНР) объявлено главной задачей второй стадии реализации стратегии с 2020 по 2030 гг. На третьей фазе решительных действий (с 2030 по 2050 год) Китай должен стать обществом всеобщего благосостояния, центром науки, технологий и инноваций в глобальном масштабе и войти в число богатейших мировых держав. Сейчас из 1,4 млрд жителей страны 120 млн человек живут за чертой бедности, согласно стандартам ООН.
Правительство Китая стремится обеспечить устойчивое финансирование научно-технологических и инновационных проектов и постоянно наращивает ассигнования в НИОКР. «Сейчас мы вкладываем более 40% в глобальный производственный потенциал, и Китай является скорее большим магазином, нежели большой фабрикой, — заметил Лю Юфа. — В прошлом году ВВП Китая составил 10,4 трлн долларов. В развитие НИОКР мы смогли привлечь около 2,1% ВВП, что составляет 1,5 трлн юаней (или более 421 млрд долларов США по паритету покупательной способности). В сектор фундаментальных исследований вложены 66,5 млрд юаней (или более 18 млрд долларов по паритету покупательной способности). За счет этого мы получили значительные результаты, но их пока недостаточно. Ассигнования на науку необходимо увеличивать, если Китай действительно хочет стать глобальной державой в области НТИ и развивать экономику знаний. На данный момент более 4 млн человек занимается научными исследованиями и разработками, однако нам следует повышать потенциал молодых ученых и инженеров, которые должны быть конкурентоспособными как внутри страны, так и за границей». Основной движущей силой инновационного развития в Китае становится частное предпринимательство (этому, в частности, должна способствовать программа противодействия коррупции).
В своем продвижении к глобальному технологическому лидерству Китай стремится выстроить сбалансированную государственную политику, чтобы все слои населения и ключевые игроки ощутили преимущества от достижения этой «национальной цели». Лю Юфа привел такую метафору: «Нам будет очень сложно добраться на вершину и еще сложнее будет подтянуть за собой на канате все остальное население. Для этого необходимо национальное единство».
Резюме модератора
Итоги первой части сессии, посвященной вопросам формирования научно-технической и инновационной политики с опорой на инструменты форсайта, подвел Люк Джорджиу, вице-президент по исследованиям и инновациям Университета Манчестера (Великобритания), председатель Международного наблюдательного совета Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Профессор Джорджиу отметил более тесную, чем когда-либо ранее, интеграцию результатов форсайта с разработкой стратегий разного уровня, а также рост спроса на форсайт-проекты. Его в последнее время стимулируют методы анализа больших данных, позволяющие получать более качественные и обоснованные оценки, значимые для формирования доказательной политики.
По поводу представленного опыта России и Китая модератор отметил: «У меня есть ощущение, что то, что мы услышали о развитии науки и технологий в Китае и России, это все вышло не из форсайта, но родилось в более широком политическом контексте, а форсайт уже потом присоединился, то есть не был изначальной движущей силой. Давайте все подумаем над этим вопросом».
Продолжение следует.
Текст: Елена Гутарук
Фото: Михаил Дмитриев, Дарья Олеринская, Андрей Кучеров
Информационно-аналитическая группа: Руководитель группы
Гохберг Леонид Маркович
Лаборатория экономики инноваций: Руководитель