Кооперационные стратегии предприятий: длительность взаимодействий
Научные сотрудники Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ изучили продолжительность кооперационных связей при разработке инноваций и временной горизонт сотрудничества. Выводы представлены в новом выпуске информационного бюллетеня серии «Наука, технологии, инновации».
При подготовке материала использовались данные Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса, реализуемого в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, 2014-2015 гг.
Версия для печати: «Кооперационные стратегии предприятий: длительность взаимодействий»
Одним из ключевых факторов эффективности кооперационных стратегий предприятий в сфере инноваций является долгосрочность (регулярность) контактов между заинтересованными сторонами.
Наиболее распространенными формами взаимодействия инновационно-активных предприятий обрабатывающей промышленности с внешними контрагентами (участниками рынка, научными организациями, вузами, органами государственной власти) являются долгосрочные партнерства (продолжительностью более 5 лет) и сотрудничество на регулярной основе (рис. 1).
Сложность, длительность и условия реализации инновационных проектов, для которых характерны высокие риск и неопределенность, стимулируют компании, по возможности, вступать в долгосрочные кооперационные связи практически со всеми потенциальными партнерами. Особенно важную роль временной фактор играет при контактах с государственными органами власти (41% обследованных инновационно-активных предприятий промышленности предпочитают сотрудничество на постоянной основе, еще 25,5% — долгосрочное сотрудничество сроком более 5 лет), так как участие государства может обеспечить снижение рисков инновационной деятельности предприятий. Тесные, длительные контакты с органами управления позволяют компаниям получать и другие явные и неявные «дивиденды».
Эпизодические формы контактов чаще всего возникают с консалтинговыми фирмами, которые могут предоставлять не только необходимую непосредственно для разработки инноваций информацию, но и другие разнообразные услуги, и имеют важные для инновационных компаний компетенции. Такую форму взаимодействия выбрали порядка 22% предприятий, участвовавших в регулярном мониторинговом обследовании НИУ ВШЭ. Но и здесь в основном практикуются устойчивые и даже долгосрочные контакты, в том числе в рамках совместных проектов.
Анализ кооперационных стратегий, включая информацию об обычной продолжительности взаимодействия с различными контрагентами, с помощью метода главных компонент позволил выявить шесть разнородных направлений кооперации (рис. 2): 1 — с производителями знаний, 2 — внутри цепочки поставок, 3 — с предприятиями смежных отраслей, 4 — с органами государственной власти, 5 — с конкурентами, 6 — с консалтинговыми фирмами. Эти направления объясняют более 80% общей вариации кооперационных стратегий инновационно-активных предприятий обрабатывающей промышленности.
Результаты классификации кооперационных стратегий показали, что решение о целевой продолжительности контактов с разными типами партнеров принимаются в общем случае независимо. Речь не может идти об универсальной продолжительности сетевых взаимодействий, типичной для предприятий. Длительность срока сотрудничества по каждому из направлений зависит от конкретных условий: общей инновационной стратегии, задач, условий взаимодействия. Так, например, интенсивная и долгосрочная кооперация в рамках цепочки поставок может сопровождаться разовыми отрывочными контактами с производителями знаний.
Полученные результаты прямо указывают на необходимость учитывать выявленное разнообразие кооперационных стратегий как при теоретическом моделировании инновационных процессов, так и в практической разработке инструментов регулирования, направленных на активизацию сотрудничества компаний и расширение их кооперационных взаимодействий.
Материал подготовили Валерия Власова, Татьяна Кузнецова, Виталий Рудь
Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав. |
Власова Валерия Вадимовна
Центр научно-технической, инновационной и информационной политики: Стажер-исследователь
Кузнецова Татьяна Евгеньевна
Центр научно-технической, инновационной и информационной политики: Директор центра
Рудь Виталий Александрович
Лаборатория экономики инноваций: Научный сотрудник