• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему иностранные студенты выбирают учебу в ВШЭ?


Младший научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Алёна Нефёдова провела исследование о причинах выбора Высшей школы экономики иностранными студентами. Результаты были опубликованы в журнале Higher Education in Russia and Beyond (HERB).


Двойной вызов для российских университетов

Не только университеты активно продвигают свои образовательные программы за рубежом, но и целые государства инвестируют значительные средства для продвижения собственных национальных систем образования на глобальном рынке. Российские университеты, в свою очередь, столкнулись с двумя проблемами — существенной внутренней трансформацией системы высшего образования, а также изменениями политического, экономического и социального укладов, произошедшими в стране в связи с распадом СССР.

Если Советский Союз входил в тройку мировых лидеров по количеству иностранных студентов вместе с США и Францией, в частности за счет действующих программ по привлечению иностранных студентов, поддерживаемых на правительственном уровне, то затем ситуация кардинально изменилась. Существовавшие ранее дипломатические отношения со многими государствами сейчас нарушены, а качество высшего образования в России снизилось в силу экономических причин.

Обучение на русском языке — один из основных факторов, из-за которого России сложно удерживать былое лидерство и быть серьезным игроком на мировом образовательном рынке: за последние два десятилетия число русскоговорящих сократилось примерно с 350 до 260 миллионов человек. Российские вузы должны развивать учебные курсы на английском языке, а это довольно длительный процесс.

Абитуриенты из СНГ

Большинство иностранных студентов приезжают в Россию из государств СНГ, и важно понимать, чем они руководствуются при выборе вуза.

В рамках Международной олимпиады молодежи НИУ ВШЭ в 2015 году организаторы провели социологический онлайн-опрос. Из 640 опрошенных респондентов 285 отметили Высшую школу экономики как приоритетный вуза для поступления. В качестве причин выбора доминировали две: высокое качество образования и хорошие перспективы трудоустройства. Многие респонденты называли важными также наличие международных связей и возможности обучения за рубежом по программам академической мобильности.

На вопрос о планах после выпуска более половины (57,6%) респондентов выразили намерение остаться в России, треть (31,7%) не определились, небольшая доля опрошенных (6,1%) хотят отправиться в другую страну по окончании учебы, и примерно столько же (4,7%) думает о возвращении в свою страну. Другими словами, абитуриенты из СНГ планируют получение высшего образования в России в основном с целью трудоустройства в российской экономике после окончания учебы.

Студенты из дальнего зарубежья

В НИУ ВШЭ растет количество англоязычных программ. Так, в 2015/2016 учебном году университет открыл 17 магистерских программ на английском языке, общая численность на которых составила 568 человек. Также имеется ряд программ академической мобильности, которыми в 2015 г. воспользовались 360 иностранных граждан из таких стран, как Германия, Южная Корея, США, Китай и Великобритания. Наибольшей популярностью пользуются программы на один учебный семестр, содержащие курсы на английском языке и интенсивный курс русского языка.

Согласно опросу, проведенному Центром внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ в 2015 г., мотивация иностранных студентов, обучающихся по краткосрочным и долгосрочным программам, значительно различается. Студентов, обучающихся по программам краткосрочной мобильности, привлекает возможность узнать больше о русской культуре и Москве, а также изучить русский язык. В случае получения российской степени бакалавра или магистра основным фактором выбора является репутация университета и отдельной академической программы. Эти студенты рассматривают образовательный опыт в России как способ выхода из зоны комфорта — из-за другой культуры и климатических условий.

Таким образом, имидж университета является значительным фактором спроса студентов дальнего зарубежья, и вуз должен предпринимать активные шаги для продвижения своих образовательных продуктов за рубежом, в том числе развивая и увеличивая количество образовательных программ на английском.

Более подробно о том, сколько иностранных студентов обучается в России, и какие существуют государственные программы по их привлечению, можно прочитать в статье: Нефёдова А.И. (2017) Масштабы, структура и цели экспорта российского высшего образования // Мир России. №2. С. 154—174.


См. также:

Why International Students Choose the Study at Higher School of Economics

Алёна Нефёдова представила в UCL Institute of Education доклад о «мягкой силе» российского образования

Подготовила Ирина Агапова