«Изоляционизм — путь к технологической деградации»
В рамках XX Апрельской Международной научной конференции ВШЭ состоялось пленарное заседание, посвященное цифровизации экономики и государственного управления. Коллектив ИСИЭЗ подготовил к нему доклад «Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерения». Ключевые моменты дискуссии публикует портал ВШЭ.
О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».
По словам зампреда, намечается цифровизация целых отраслей. Последние два года показали, что тенденция коснулась даже добычи углеводородов. В мире обостряются вопросы, связанные с режимами оборота пользовательских данных. И решение проблемы зависит от способности гражданского общества, государства и бизнеса выстраивать вокруг повестки конструктивный диалог. Эта дискуссия станет одним из центральных сюжетов общественно-политической жизни и к ней надо готовиться, считает Максим Акимов. Также возникает дилемма между разработкой и поставкой цифрового продукта с возможностью манипулирования данными пользователей — или осуществлением тотального контроля. Вторая большая дискуссия затронет границы национального суверенитета и коснется, прежде всего, накопления данных граждан страны.
Если накопление данных наших граждан осуществляется иным государством, его резидентами или экономическими агентами — это большой вызов
Изначально интернет-пространство не было предметом международного регулирования, но сейчас есть два пути решения. Первый — изоляционный. Второй путь, по мнению зампреда, более правильный, но сложный в реализации. Он предполагает обсуждение всех сюжетов и выход на наднациональное регулирование и налогообложение цифровых данных. «Развилка очень простая: либо мы научимся в ближайшие десятилетия разговаривать друг с другом, с нашими соседями, либо мы будем погружаться в технологическую деградацию», — подчеркивает Михаил Акимов.
На пленарном заседании также затронули практическое применение искусственного интеллекта и связанных с ним этических регуляторных вызовов. В медицине, промышленности, логистике, транспортной отрасли и образовании — во всех отраслях в ближайшие три-четыре года предстоит проделать огромную регуляторную работу по адаптации технологий искусственного интеллекта, а также рассчитать риски их неграмотного применения.
Цифровизация экономики поднимает вопрос повышения конкурентоспособности: выбора между благами, которые дает наличие и развитие цифровых платформ — и попытками построения национальных платформ на основе эксклюзивного доступа к данным. Как отмечает зампред, правительство засыпано предложениями от квазигосударственнных частных партнёрств о получении доступа к пользовательским данным в обмен на цифровой продукт. По словам Михаила Акимова, это неприятный пример того, как крупные игроки могут получить технологическое превосходство. Чтобы сохранить конкурентную среду, необходимо тонкое регулирование Национальной стратегии.
Защита персональных данных, границ национального суверенитета, регулирование технологий искусственного интеллекта и конкуренции составят повестку цифровой работы на следующие пять лет. «Эти сюжеты предопределят цифровое будущее, в котором нам жить», — резюмирует докладчик.
К чему может привести развитие островного сценария
По словам Дмитрия Пескова, специального представителя президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, суверенитет данных позволит нашей стране проводить самостоятельную политику.
Более того, в последующие десятилетия намечается развитие островного сценария — государства построят острова данных. Это не означает конец глобализации, а, скорее, ее подлинное начало. «Мы распадаемся на острова, чтобы потом пересобраться в подлинные равноправные отношения, которые выстроят новую глобальную политику», — заявил Дмитрий Песков.
Как подготовиться к цифровизации
Смысл цифровизации, прежде всего, в переводе всех процессов в новое качество. Но где найти финансовые ресурсы для цифровой трансформации? Олег Бочаров, заместитель министра промышленности и торговли РФ, предлагает — выделить деньги частным компаниям на внедрение цифровых решений с обязательным условием: готовый продукт должен гарантированно давать положительный экономический эффект.
Массовая цифровая трансформация приводит к тому, что человек становится элементом цифровой системы и подвергается рискам от автоматизированных интеллектуальных систем. Поэтому важно обсуждать вызовы гуманистического толка, сделать ценность жизни главной.
Что изменилось в банковском секторе
Сегодня успех любого финансового учреждения зависит от того, насколько быстро внедряются новые цифровые продукты, уверен Андрей Костин, президент — председатель правления ВТБ. При этом цифровая трансформация подразумевает интеграцию новых технологий: роботизацию, широкое внедрение биометрии, использование искусственного интеллекта, блокчейна — в существующие сферы деятельности банка. Удобство и доступность сервисов привели к тому, что за последние пять лет количество клиентов онлайн-банка ВТБ выросло в десять раз. Но заметны и отрицательные последствия — упала лояльность клиентов, им проще переходить из одного банка в другой. Также много средств выделяется на защиту от киберпреступлений. За прошлый год ВТБ пришлось отразить свыше 68 тысяч кибератак.
Финансовая сфера — одна из самых динамичных, здесь применяются все технологические приемы. При этом важно, чтобы более 25-30% разработок были собственными
Чтобы повысить конкурентоспособность, банки охватывают смежные области, в которые можно проникнуть с помощью новых технологий. ВТБ, например, обеспечил оплату проезда банковскими картами в наземном транспорте Москвы.
Что ждет систему образования и рынок труда
Удешевление искусственного интеллекта породит новый феномен — люди откажутся сами делать выбор и доверят это искусственному интеллекту. «Сегодня мы принимаем такое огромное количество решений, что при первой возможности перейдем на выбор, который нам подскажет искусственный интеллект. Представляете, какое здесь может возникнуть пространство для манипулирования», — отмечает Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ.
Произойдет резкий рост коммуникационных и творческих элементов, схлопывание рутинных элементов приведет к колоссальной революции на рынке труда. Другими словами, более востребованными станут творческие профессии, так как рутинные перейдут под управление автоматизированных интеллектуальных систем.
Ярослав Кузьминов привел пример еще одного последствия цифровизации — резкое изменение поведенческих стереотипов.
Мы сейчас начали массово замещать традиционные лекции онлайн-курсами. У современного поколения другое восприятие информации
Леонид Гохберг, первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ считает, что ландшафт глобальной цифровой повестки выходит далеко за технологические сферы. В центре повестки окажутся новые модели управления, бизнес-модели, культурные трансформации, новое образование и эффекты для человеческого капитала. Отличает все эти сюжеты новизна, множество новых понятий, которые не отражены в управленческой или нормативной практике, а также высокий уровень сложности.
Видеозапись пленарного заседания «Цифровизация экономики и государственного управления: тренды, эффекты, риски, ресурсы».
Доклад «Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение».