• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Открывая заседание, первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Леонид Гохберг напомнил, что проблемы и перспективы развития российской статистики в Высшей школе экономики обсуждают не первый год. «Качество, надежность и оперативность статистической информации предопределяют качество принимаемых управленческих решений, — подчеркнул проректор. — При этом далеко не всегда управленцы умеют правильно интерпретировать статистику и ее ограничения, но и использовать ее возможности. Отсюда много негативных высказываний в адрес статистики, которые носят фейковый характер».

Основная задача — качественная и оперативная статистика

Руководитель Федеральной службы государственной статистики Павел Малков рассказал о Стратегии развития статистической службы до 2024 года, которая на сегодняшний момент проходит стадию доработки, заострив внимание на ее ключевых вопросах.

Основная проблема официальной статистики — низкое качество поступающих данных.

Пользователям не хватает цифр, разрезов, скорости предоставления статистической информации и так далее, бизнес жалуется на избыточную нагрузку по предоставлению отчетности. Поэтому важная задача — качественная и оперативная статистика при минимальной нагрузке на бизнес.

«Во всем мире перед статистикой стоят, казалось бы, взаимоисключающие задачи. Сделав ее быстрее, мы неизменно теряем в качестве, а, увеличив статистику выходных данных, мы одновременно увеличиваем нагрузку на бизнес. Обойти эту дилемму позволяют современные технологии, а именно, цифровизация статистических данных», — убежден Малков.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В ближайшее время будет запущен новый интернет-портал Росстата. Кроме этого, Федеральная служба государственной статистики совместно с ведомствами (налоговой службой, пенсионным фондом и другими) готовит набор дорожных карт по использованию административных данных. К концу года будут введены основные компоненты цифровой аналитической платформы статистических данных. В 2020 году стартует ряд пилотов по большим данным. Также Росстат планирует инициировать обсуждение законопроекта о переходе на электронную статистическую отчетность и создание международного ресурсного центра по статистике, который позволит специалистам Федеральной службы государственной статистики участвовать в международных проектах.

Big Data — не панацея

Большие данные, как считает Павел Малков, один из главных вызовов сегодня. Плюсы использования Big Data всем известны. Это и высокая скорость обновления информации практически в режиме реального времени, и максимальная детализация, и минимальное влияние человеческого фактора, и отсутствие нагрузки на респондентов. Однако в каждой бочке меда есть капля дегтя. Эти данные плохо структурированы, источники данных не стабильны, в том числе, могут меняться условия их использования, сложно установить полноту охвата и, соответственно, репрезентативность данных. Появляются новые типы ошибок, которых не было раньше, а также усложняется оценка качества данных. По словам Малкова, идеальных решений нет. Но Росстат, откликаясь на запросы времени и опираясь на международный опыт, готовит к запуску ряд пилотных проектов по использованию больших данных, в том числе в статистике туризма (на основе данных мобильных операторов, банков, платежных систем, интернет-ресурсов и т.д.), населения, сельского хозяйства, транспорта и других сферах.

Цифровая аналитическая платформа

Еще одна важная проблема официальной статистики — отсутствие единой методологии сбора и обработки данных в формировании статистических показателей. «Сегодня у нас более 60 субъектов официального статистического учета, при этом данные часто дублируются многократно и противоречат друг другу, что вызывает недоверие пользователей к статистике в целом», — отметил Малков.

Решить проблему может единая цифровая аналитическая платформа.

Цифровая модель должна стать существенной частью национальной системы управления данными.

Уже спроектированная целевая модель на входе предполагает потоковый сбор данных через одно окно и импорт информации из альтернативных источников. «На выходе будет обеспечено формирование статистических мастер-данных в национальную систему управления данными, формирование показателей для всех заинтересованных сторон в нужных разрезах. При этом должен быть решен вопрос предоставления данных в международных форматах», — рассказал Павел Малков.

6 компонентов, составляющих цифровую платформу на первом этапе

1. Реестр формы показателей позволит снизить отчетную нагрузку и устранить дублирование, в том числе он должен реализовать принцип однократности предоставления информации.

2. Реестр объектов статистического наблюдения необходим для решения проблемы противоречивости информации и формирования единого учета объектов для всех органов власти.

3. Автоматизация процесса формирования федерального плана статистических работ.

4. Единое окно загрузки первичных статистических данных и хранение массива данных решит проблему неэффективного использования огромного объема первичных статистических данных. Дальнейшие обогащение первичных статистических данных будет осуществляться за счет информации из реестра объектов наблюдения и реестра формы показателей.

5. Личный кабинет для респондентов с адресным подходом сбора информации, автоматизация предоставления отчетности и сервис взаимодействия платформы с учетными системами респондентов.

6. BI технологии решат задачи формирования данных по запросу бизнеса.

Экспертную дискуссию по вопросам создания цифровой аналитической платформы можно прочитать здесь.

Как не потерять в качестве?

После выступления Павла Малкова свое мнение высказали как статистики, так и пользователи статистических данных.

Директор Департамента статистики Центрального банка РФ Екатерина Прокунина напомнила, что статистика должна встраиваться в современный тренд проектного управления. «Нам нужно четко формулировать требования к данным на стадии принятия стандартов и юридических решений, а иначе мы теряем в качестве, так как с самого начала не планируем его», — заключила она.

С Прокуниной согласился Антон Косьяненко, директор Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области стратегического аудита Счетной палаты РФ. Он также отметил, что цифровизация лишь частично снимет дилемму между актуальностью информации и ее качеством и предложил использовать организационные меры при принятии промежуточных решений. А разница между предварительными и окончательными оценками должна быть прозрачной как с точки зрения методологии, так и с точки зрения самого факта произошедшей переоценки.

Методология не может быть простой, но она может быть выражена доступно.

По признанию Косьяненко, в Счетной палате тоже пишут длинные и очень профессиональные отчеты «трехэтажными фразами», но для пользователей эти отчеты совершенно недоступны.

Леонид Гохберг обратил внимание на проблему квалифицированного подхода органов управления и лиц, принимающих решения. «Когда показатели и запросы к статистике формулируются неквалифицированно, это приводит к негативным последствиям не только для системы Росстата и респондентов, но и для реальных процессов. Потому что тогда их начинают подстраивать под неверно сформулированные показатели», — убежден проректор.

Как пережить кризис доверия?

По мнению директора АНО «Информационная культура» Ивана Бегтина, ключевая проблема Росстата, о которой в СМИ говорят не первый год — кризис доверия к данной службе. «Что-то, конечно, можно списать на медийную истерию, но многое объективно», — считает он. Бегтин напомнил, что Росстат — один из органов власти, который обеспечивает общественное благо, а управленческие решения принимаются не только в органах власти. В связи с этим основными потребителями статистических данных должны быть экономические акторы, а не лица, принимающие решения.

Помимо перевода методик в понятный язык, надо в открытом доступе публиковать исходный код, по которому они считаются — чтобы все могли перепроверить эти цифры.

Бегтин также отметил, что Росстат должен выступать в качестве глобального методолога, в том числе, устанавливая требования по обязательному сбору, раскрытию, методологическому введению всей ведомственной статистики, которая есть у исполнительной власти. «Хочется, чтобы помимо цифровой аналитической платформы, на которую есть надежда, у Росстата появились полномочия влиять на ведомственную статистику, в том числе на ее доступность, как бы не сопротивлялись отдельные особо закрытые министерства», — заключил он.