Научная, технологическая и инновационная политика в Нидерландах. Лучшие практики государственно-частного партнерства в инновационной сфере.
9 ноября 2011 в Высшей школе экономики состоялась лекция директора консалтинговой компании “Schoch & Partners” Герта Шоха, организованная Лабораторией экономики инноваций, в которой он рассказал о новой промышленной политике, реализуемой в Нидерландах, призванной повысить инновационность и конкурентоспособность промышленного сектора страны.
Герт Шох (Geert Schoch) — бывший директор по международным связям Нидерландской организации прикладных научных исследований (TNO); директор “Schoch & Partners”, предоставляющей консалтинговые услуги в области исследований и разработок и инновационного развития компаний с акцентом на интернациональную коммерциализацию технологий.
Выступление, состоявшееся 9 ноября, было посвящено научно-технической и инновационной политике и опыту создания эффективных моделей частно-государственного партнёрства в Нидерландах.
В начале лекции Герт Шох акцентировал внимание слушателей на одной из ключевых задач, поставленной правительством Нидерландов — увеличить до 2020 года объем вложений в исследования и разработки до 2,5% ВВП и войти в первую пятёрку ведущих инновационных экономик мира. Для ее реализации нидерландское правительство проводит интегрированную промышленную политику, основанную на «встраивании» научно-технической и инновационной политики в промышленную политику страны. С ее помощью государство планирует решить ряд важных задач, в частности: повышения конкурентоспособности промышленного сектора Нидерландов на международной арене; нахождения предприятиями страны новых возможностей для продвижения своих товаров на мировых рынках; выбора компаний, которым будет оказана государственная поддержка с целью повышения их инновационности; снятия административных барьеров, препятствующих развитию инновационной экономики и одновременно уменьшения вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов.
Ключевая проблема, сдерживающая инновационное развитие промышленного сектора в Нидерландах, считает Шох – низкий уровень инвестиций в исследования и разработки в промышленном секторе. Другой сдерживающий фактор - невысокая эффективность государственных вложений в инновационные проекты по сравнению с частными. По словам Г. Шоха, частные организации, финансирующие инновационные проекты, гораздо точнее, чем государственные, оценивают перспективы целевых проектов. В результате, средства частных инвесторов направляются именно на те из них, которые действительно повышают инновационную активность.
Еще одна существенная проблема затрагивает период реализации разработок. Во многих случаях вывод на рынок новых товаров и услуг происходит, когда в них уже нет необходимости: конкуренты заняли нишу, представив продукт с аналогичными свойствами, или же произошло изменение спроса, и новая продукция осталась невостребованной. Основная причина неудач, по мнению Шоха, заключается в том, что инженеры и исследователи, занятые в компаниях, зачастую не понимают потребностей рынка, и не видят путей использования разработанных технологии с наибольшей выгодой. Решение проблемы, по мнению докладчика, лежит в усилении взаимодействия R&D отделов в рамках одного предприятия, а также налаживании более тесных контактов с покупателями.
Среди других мер новой интегрированной промышленной политики, призванных решить указанные проблемы, докладчик назвал:
Стимулирование инновационной активности с помощью секторального подхода. Этот подход предполагает выделение ключевых промышленных секторов, отвечающих системе строгих требований, в которых будет поддерживаться инновационная активность. Таким образом правительство обезопасит себя от ненужного «распыления средств» и сконцентрирует ограниченные финансовые ресурсы на проектах, способных реально повысить инновационную активность в конкретном секторе промышленности. Среди критериев отбора «приоритетных» секторов выступавший обозначил изначально сильную позицию, как на внутреннем, так и на международном рынках, высокую наукоёмкость выпускаемой продукции, а также наличие развитых связей с исследовательскими институтами.
В настоящее время в Нидерландах выделено 9 секторов, обладающих наибольшим инновационным потенциалом:
- агропромышленный комплекс;
- растениеводство;
- высокотехнологичные материалы и системы (порт Brainport, нанотехнологии, автомобилестроение, аэрокосмическая отрасль, агротехнический сектор, системы безопасности);
- энергетика (устойчивость энергетических систем, интеграция в международный рынок поставок электроэнергии);
- логистика (развитие узлов, входящих в международные цепи поставок, инновационные аэрокосмические транспортные системы, инновационный грузовой транспорт; развитие инфраструктуры портов Схипхола и Роттердама);
- креативная индустрия (архитектура, мода, промышленный дизайн, СМИ);
- биотехнологии и биопромышленность (системы вакцинации и диагностики, фармацевтика, биомедицинские материалы, системы профилактики заболеваний, создание комплекса Bio Science Park в Лейдене);
- химия (нефтехимия, производство базовых химических веществ и продукции тонкой химии);
- водоснабжение (строительство береговых сооружений, охрана водных ресурсов и водоочистка).
Усиление вовлечённости представителей промышленного сектора в реализацию новой промышленной политики. Для этого инициаторами изменений, которые лягут в основу формирования новой промышленной политики должны стать сами предприятия.
Государственное финансирование инновационных проектов по принципу «минимального вмешательства». Иными словами, за государством должна быть закреплена только функция выбора промышленных секторов, на которые будет направлена поддержка, но не инновационных проектов. Логика этой меры такова: поскольку государство не обладает действенными механизмами для определения перспективных инновационных проектов, целесообразнее предоставить грант компании – инноватору, которая самостоятельно выберет объект финансирования.
Для успеха инновационной политики, по мнению Шоха, в ее разработке должны принимать участие наиболее профессиональные управленцы промышленного сектора, политики и представители научного сообщества. Чтобы созданные инструменты были эффективны, у всех членов группы должно быть выработано согласованное мнение по формируемым направлениям. Без этого единства, утверждает Шох, инновационная политика вряд ли будет эффективной.
Среди других мер, призванных повысить инновационную активность компаний выступавший отметил:
- существенное сокращение налогового бремени для инновационных предприятий;
- снятие административных барьеров и упрощение регулятивных процедур для инновационных компаний;
- повышение субсидирования инноваций малых фирм (в том числе и не относящихся к девяти приоритетным секторам);
- содействие интенсивному повышению квалификации персонала;
- стимулирование международного сотрудничества в инновационной сфере;
- формирование системы инновационных контрактов между промышленным сектором, исследовательскими институтами и государственными органами;
- создание условий для участия прикладных исследовательских институтов в инновационных контрактах.
В завершение лекции Г. Шох рассказал о компании TNO, в которой он исполнял обязанности директора по международным связям. Нидерландская компания TNO (Nederlandse Organisatie voor Toegepast Natuurwetenschappelijk Onderzoek) – одна из крупнейших в мире организаций, осуществляющих прикладные научные исследования. Компания была основана в 1932 году и в настоящее время ее штат насчитывает порядка 5400 сотрудников. По словам Шоха, TNO является важным актором в «золотом треугольнике» (промышленный сектор – государство– исследовательские институты) инновационной экономики. В настоящее время деятельность компании направлена на решение ряда задач, среди которых:
- сотрудничество с государственными органами, промышленными предприятиями и общественными организациями по вопросам инновационной политики;
- проведение прикладных научных исследований по контракту;
- предоставление лицензий на патенты и специализированное программное обеспечение;
- тестирование и сертификация новых продуктов и услуг;
- экспертная оценка инновационных проектов.
Следует отметить, что Нидерланды являются единственной страной в мире, в которой исследования в военных целях Министерство обороны не осуществляет самостоятельно, а только финансирует. Исполнителем выступает компания TNO.
Восьмидесятилетняя история TNO – череда постоянных преобразований. Компания прошла путь от крупного государственного института до исследовательской организации, получающей финансирование из самых разных источников. В 1960 – 1970-е годы она состояла из 4 обособленных организаций, каждая из которых проводила исследования в рамках отдельной темы (оборона, развитие промышленности, здравоохранение, продовольственная система страны). В 1980-е годы отдельные организации в составе TNO были интегрированы в единую компанию, включающую 15 исследовательских институтов, управляемых Наблюдательным Советом и Советом Директоров. Государственное финансирование сокращалось, все больше средств компания получала из частных источников. В 1990-е годы продолжился курс на децентрализацию управления. Изменился и стиль работы TNO – компания перестраивала свою деятельность в соответствие с рыночным спросом. В 2000-е годы произошло объединение тематических областей, по которым велись исследования, в 7 крупных «центральных зон» (core areas). Дальнейшие изменения связаны с усилением гибкости проводимых исследований и их соответствия рыночному спросу, а также наращиванием интернационализации и укреплением позиций на международном рынке.
Материал подготовил Максим Коцемир