Вышка измерила креативный капитал столицы
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ впервые представил результаты масштабного пилотного исследования креативных индустрий Москвы. Их доля в экономике города достигает 6,3%, почти три четверти добавленной стоимости креативного сектора столицы обеспечивают реклама, IT и телерадиовещание. Эти данные были представлены в ходе круглого стола «Креативные индустрии: содержание, измерение и меры поддержки», организованного 11 сентября 2020 г. в рамках Российской креативной недели. В его работе приняли участие эксперты, представители столичных властей и федерального правительства.
Результаты пилотного исследования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, посвященного разработке подходов к измерению креативной экономики свидетельствуют о высоком уровне проникновения креативных профессий во все отрасли экономики Москвы. В них работает 12,1% общей численности занятых, при этом большая часть из них (53,8%) сосредоточена в традиционных отраслях. По вкладу креативного сектора в экономику Москва сравнима с другими мегаполисами, подчеркнул Михаил Гершман, заместитель директора Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, даже несмотря на ее заметный по мировым меркам промышленный потенциал. Почти три четверти добавленной стоимости креативной экономики Москвы обеспечивают реклама, IT и телерадиовещание.
Темпы роста креативных индустрий заметно опережают экономику региона и страны. Многие столицы, поставив во главу угла их поддержку, стали расти очень быстро, отметил руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин и привел в пример Великобританию, где креативный сектор рос в пять раз быстрее, чем национальная экономика (о британском опыте более подробно рассказал Ян Майлз, профессор Университета Манчестера и научный руководитель Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ).
В столице потенциал креативных индустрий весьма значителен, считают в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Для его стимулирования в июле было учреждено Агентство креативных индустрий, разрабатывается Стратегия развития креативных индустрий. Исследование ВШЭ также призвано помочь точнее определить контуры сектора и сформировать более сфокусированные и системные меры поддержки и продвижения креативной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Всего в креативном секторе столицы занято порядка 113 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Доля сектора в ВРП города достигает 6,3%, опережая долю креативных индустрий в ВВП России (2,23%). Как подчеркнул Алексей Фурсин, власти города планируют удерживать эту высокую динамику с опорой на систему дифференцированных мер поддержки креативных бизнесов и отдельных представителей креативных индустрий, в частности посредством внедрения инструментов субсидирования, создания соответствующей инфраструктуры, условий для нетворкинга, обучения у практиков, общей популяризации креативных индустрий.
«Мы уже не можем обходиться без этих людей ни в органах власти, ни в бизнесе, ни в некоммерческом секторе», — подчеркнул глава Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
«Ключевыми факторами производства становятся интеллектуальные ресурсы»
Виды экономической деятельности, связанные со знаниями и творческой деятельностью, основанные на человеческом капитале, приобретают все более и более значимую роль. «В современной глобальной экономике ключевыми факторами производства становятся интеллектуальные ресурсы, а материальные отходят на второй план, — сказал Леонид Гохберг, первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (ИСИЭЗ). — Центральное место в этих процессах занимают креативные индустрии. Их вклад в ВВП в ведущих странах мира составляет, по разным оценкам, от 3 до 5 процентов».
Кроме экономических эффектов, креативные индустрии производят важнейшие культурные и социальные ценности. «Например, художественные промыслы даже на депрессивных территориях играют роль центров культурной идентичности, поэтому их важно поддерживать независимо от их прямого экономического вклада», — уверен Леонид Гохберг.
С этим мнением солидарен руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной: «Очень часто люди, которые занимаются креативными индустриями, например, ремеслами, не хотят “делать экономику” в традиционном смысле. Им достаточно заниматься любимым делом, как-то себя поддерживать, им хватает их традиционной клиентуры. Это не та экономика, которая стремится к максимизации прибыли. Но само наличие этих людей, как и креативного класса в целом, фундаментальным образом меняет территорию, социальные характеристики общества».
Креативные индустрии являются также важным двигателем спроса и занимают значительную долю в структуре потребления. Траты российских домохозяйств на культурный досуг, посещение культурных мероприятий существенно превышают траты на здравоохранение и образование, отмечают эксперты.
«Креативные образы могут стать одним из видов капитала»
Сама промышленность когда-то выросла из промыслов, напомнила участникам дискуссии Гульназ Кадырова, заместитель министра промышленности и торговли РФ, и рассказала о текущем состоянии отрасли народных художественных промыслов (НХП).
Всего, по данным Росстата за 2019 год, в отрасли НХП работает около 500 тысяч человек. В 63 субъектах РФ определены 3000 мест традиционного бытования художественных промыслов, из которых 78% относятся к сельским территориям. При этом в 20 регионах сосредоточено 95% продукции НХП. Главные центры — Нижний Новгород, Московская область и Дагестан. В 2019 г. объем производства изделий НХП достиг 7,9 млрд рублей, прирост составил 45% за 2017—2019 гг., из-за пандемии объем продаж упал на 70%. Отрасль отнесена к наиболее пострадавшим, и на ее поддержку, в частности 83 предприятий федерального перечня, направлено 380 млн рублей.
К креативным индустриям относятся не только те, что опираются на традиционные отрасли, но и новые и зарождающиеся, которые базируются на цифровых технологиях. Заместитель министра культуры РФ Максим Ксензов поделился масштабными планами создания цифровых образов всего культурного пространства страны — исторических памятников, музейных экспозиций, фольклорного наследия, даже рецептов, узоров и других не всегда очевидных объектов культурного наследия народов России.
В министерстве он отвечает за цифровизацию, в частности перезапуск системы «Госкаталог»: «Когда мы сделаем удобный интерфейс [системы], определим юридические возможности приобретения прав на использование цифровых образов, создадим условия, когда их можно будет легко, комфортно и удобно использовать в коммерческой деятельности, тогда архитекторы, создатели игр, представители других креативных индустрий, причем из разных регионов страны, смогут создавать новые продукты, которые можно будет продвигать и на международном уровне». Воссоздавая отрасль на цифровых принципах, важно правильно оценить и поставить эти новые ресурсы на учет, капитализировать их. Креативные образы могут стать одним из видов капитала граждан, компаний, страны, уверен Максим Ксензов.
«Не измеряем, не понимаем — не можем управлять»
Первый в России закон «О креативных индустриях» был принят в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в июле этого года. Документ определяет креативную деятельность как деятельность, в основе которой лежит творческий процесс, идеи, знания, навыки, талант и уникальные качества (свойства). Креативные индустрии – это направления (сферы) креативной деятельности, связанные с производством (воспроизводством), продвижением, распределением или реализацией креативного продукта (продукции). В законе выделено 12 направлений от изобразительного искусства и телевидения до образования и НИОКР. Перечислены также формы поддержки креативных индустрий, в том числе финансовая и имущественная.
Директор Департамента экономического развития — заместитель губернатора Югры Николай Милькис, выступая на круглом столе по видеосвязи, отметил, что под определение креативных индустрий подходят около 10 тыс. субъектов МСП. Их долю в региональной экономике власти региона планируют нарастить, выстраивая систему финансовой и нефинансовой поддержки с опорой на «четыре кита»: правовое регулирование, проектную инициативу, институты развития и конкурентную среду. На федеральном уровне собирать все меры поддержки этих индустрий должно Минэкономразвития, считает Николай Милькис.
Евгений Куценко, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, модерировавший часть круглого стола, считает важным «сформировать на национальном уровне рекомендуемый регионам набор мер поддержки и масштабируемых решений, а также выработать общие правила для определения приоритетов в этой сфере». О необходимости сборки и гармонизации федеральных и региональных мер поддержки креативных индустрий в формате единого «навигатора» говорил и Леонид Гохберг, приведя в качестве вдохновляющего примера опыт Московского инновационного кластера.
В международной практике, как и в нашей стране, пока не сложилась стандартизированная классификация креативных индустрий и методология измерения их деятельности, и, как отметил Леонид Гохберг, это является серьезным вызовом для формирования доказательной политики в этой сфере.
«Не измеряем, не понимаем — не можем управлять, — добавил Евгений Куценко. — При этом креативные индустрии очень разные: есть мода, есть художественные промыслы и есть айтишники. Эти люди и эти индустрии друг от друга отличаются больше, чем каждый из них, например, от промышленности. Отсюда возникает вопрос: нужна одна линейка мер или разные для разных индустрий?»
Сергей Матвеев, президент Федерации интеллектуальной собственности, полагает, что «все индустрии, которые кладут в свою основу творчество, не поддаются единому исчислению, они всегда будут разными. Единственное, что их объединяет, это то, что основную прибавочную стоимость они создают за счет знаний. Наверное, за этот “нематериальный компонент”— долю нематериальных активов и интеллектуальных прав — их и можно мерить».
Методологические вопросы кратко затронул в презентации пилотного исследования Михаил Гершман. Для оценки сектора были использованы три базовых метода: отраслевой (по ОКВЭД), расчеты по профессиональной занятости в креативных профессиях и объемам международной торговли. Он упомянул еще один возможный, но весьма ресурсоемкий метод — измерение времени, затрачиваемого занятыми в экономике на выполнение креативной работы.
Методологические подходы к измерению креативной экономики было решено обсудить на специальном семинаре, а аналитический доклад НИУ ВШЭ с подробными результатами пилотного исследования креативных индустрий Москвы будет опубликован в ближайшие месяцы.
Полную видеозапись круглого стола «Креативные индустрии: содержание, измерение и меры поддержки» (предоставили Фонд «Инносоциум» и «Роскультцентр») и больше фото (предоставлены Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы) можно посмотреть по ссылкам ниже.