«На переднем крае глобальной повестки»
Об интеграции в академические и экспертные консорциумы, главных драйверах инновационных процессов и создании благоприятных для этого условий, и о стратегии привлечения лучших мировых ученых рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний и один из руководителей Международной лаборатории экономики инноваций профессор Леонид Гохберг.
Леонид Маркович, как, когда и при каких обстоятельствах создавалась Международная лаборатория экономики инноваций?
Лаборатория экономики инноваций (ЛЭИ) появилась в первую волну создания международных лабораторий в НИУ ВШЭ. Ее общую концепцию мы разработали и направили на конкурс в 2010 году, а с 2011 года она начала свою деятельность в составе Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. Параллельно была создана еще одна наша лаборатория — Лаборатория исследований науки и технологий (ЛИНТ). Ровно десять лет назад 15 июня состоялась их первая презентация.
Лаборатории органично дополняют друг друга, исследуя различные аспекты сложных и динамичных процессов создания, распространения и использования знаний. Эту тематику ведущие сотрудники ИСИЭЗ развивают в течение уже почти 30 лет, и она охватывает полный цикл исследований, сфокусированных на сфере науки, технологий и инноваций (НТИ), а в последние годы еще и на становлении цифровой экономики, — от формирования понятийного аппарата и систем статистического измерения до форсайт-исследований и дизайна доказательной научно-технологической и инновационной политики.
2021 год объявлен Годом науки и технологий, и оценка результатов, достигнутых международными лабораториями, образующими ядро фундаментальных исследований ИСИЭЗ, представляется не только символичной, но и принципиально важной в содержательном плане. За прошедшее десятилетие они значительно обогатили нашу исследовательскую повестку, способствовали дальнейшему усилению международной интеграции через участие в академических и экспертных консорциумах и представительство в глобальных think-tanks (включая ОЭСР, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МСЭ, Евростат). Лаборатории тесно сотрудничают между собой и с другими подразделениями Вышки. Непрерывный обмен идеями и вовлечение коллег, представляющих разные области науки — экономику, социологию, data science, политологию, право, — позволяет получить мультидисциплинарную картину изучаемой нами сферы, что, кстати, органично отражает ее природу.
Как формировался состав ведущих ученых Лаборатории? Расскажите о Вашем знакомстве и совместной работе с первым заведующим, ныне — научным руководителем Лаборатории Яном Дугласом Майлзом?
Стратегия, которой мы придерживаемся с самого старта лабораторий, — привлекать лучших из состоявшихся профессионалов, а также наиболее перспективных и инициативных молодых исследователей. Поэтому я обратился к профессору Университета Манчестера (Великобритания) Яну Майлзу, чьи работы в области исследования инноваций и форсайта стали классикой. С Яном мы знакомы с середины 90-х годов, и у меня была возможность наблюдать за деятельностью Центра инновационных исследований, а потом — Центра исследований инноваций и конкуренции, которыми он последовательно руководил в Университете Манчестера. Возглавляя Лабораторию экономики инноваций более девяти лет, Ян сумел предложить перспективную повестку и заинтересовать нашу молодежь. Сейчас он продолжает активно участвовать в работе ЛЭИ в качестве ее научного руководителя.
С 2020 года Лабораторию возглавляет профессор Дирк Майснер, признанный исследователь технологических и инновационных стратегий фирм. Из спектра многочисленных направлений, отражающих весьма широкую сферу ответственности Дирка, отмечу его роль как академического директора англоязычной магистерской программы ИСИЭЗ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» (Governance of Science, Technology and Innovation) и координацию выпуска совместной серии НИУ ВШЭ и издательства Springer Nature “Science, Technology and Innovation Studies”, в которой с 2016-го ежегодно выходят в среднем по две международные монографии.
Стратегия привлекать лучших позволила объединить под эгидой Лаборатории целый ряд ярких международных исследователей и синхронизовать их усилия на изучении экономики инноваций, в том числе с использованием российских данных. Несколько перспективных исследовательских проектов лаборатории курируют один из ведущих мировых экспертов в области научно-технической и инновационной политики профессор Николас Вонортас и молодой оригинально мыслящий ученый Томас Тернер. С ЛЭИ сотрудничают и такие известнейшие коллеги, как Рон Бошма (умная специализация, инновационный потенциал регионов) и Кеун Ли (технологический апгрейд, опережающее развитие, «ловушка» среднего дохода).
Мы стремимся приглашать в Москву сильнейших международных исследователей и практиков в области науки, технологий и инноваций даже на короткое время. Под эгидой Лаборатории регулярно проходят открытые семинары, где регулярно представляются доклады ученых мирового уровня. Так, мы приглашали одного из ключевых интеграторов современной повестки исследований науки и технологий в мире и главного редактора авторитетнейшего журнала Research Policy Яна Фагерберга и автора теории системных инноваций Чарльза Эдквиста. Мы проводили и совместные летние школы c Фраунгоферовским институтом инноваций и системных исследований (Fraunhofer-ISI) и с сотрудниками Манчестерского университета.
В 2016 году совместно с Маастрихтским институтом социально-экономических исследований в сфере инноваций и технологий Университета ООН (UNU MERIT) ЛЭИ выступила в роли организатора наиболее значимой международной конференции по вопросам моделирования инновационных стратегий — «Эмпирические исследования и моделирование инноваций и развития» (Micro Evidence in Innovation and Technology, MEIDE), обеспечив приезд и доклады таких авторитетных специалистов в микроэконометрике инноваций, как Пьер Монен, Жак Майресс, Бетина Петтерс и др.
Тем самым мы последовательно реализуем важнейший принцип — привлекать передовую экспертизу и самим стремиться работать на переднем крае глобальной повестки, ведь это — единственная реальная формула академического успеха.
Что такое экономика инноваций и что она изучает? Что включают в себя инновационные процессы?
Экономика инноваций возникла из ключевого исследовательского вопроса 20 века, остающегося актуальным и сегодня, — как анализировать эффекты научно-технологического развития на экономический рост? Простого ответа на него не существует. Первоначальные «линейные» представления об экономических эффектах науки как непрерывной цепочки «фундаментальные исследования — прикладные исследования и разработки — новые производственные процессы и продукты» сильно упрощают реальность вплоть до невозможности адекватного описания и объяснения. Усиление внимания к таким факторам, как распространение технологий путем заимствования, взаимосвязи между различными акторами — компаниями, научными организациями и университетами, отдельными индивидами (изобретателями либо пользователями инноваций), привело к расширенной системной модели инновационных процессов. В ней делается акцент на многомерности, сетевой природе и высокой взаимозависимости явлений, связанных с созданием и распространением инноваций.
Инновация — это не новые научные результаты, воплощенные в публикациях или патентах, а это новые продукты, услуги и процессы (технологии, бизнес-модели, управленческие решения и т.п.), которые внедрены в практику (вышли на рынок). Это принципиально важный момент. Отсюда вытекает очевидное следствие — главными драйверами инновационных процессов являются компании, бизнес, а не наука или, например, технопарки, как часто принято считать в традиционном обиходе.
Успешность инновационных процессов тесно связана с теми условиями и той средой, в которых бизнес развивается. Его деятельность тормозят различного рода барьеры, один из главных и наиболее актуальный для России — низкий уровень конкуренции. Именно конкуренция выступает основной движущей силой инноваций. В условиях сильной конкуренции компании вынуждены внедрять новые продукты, новые услуги, новые технологии, новые методы организации производства, чтобы опережать своих конкурентов. Такая деятельность в случае успеха приносит им т.н. инновационную ренту — возможность в течение какого-то времени получать конкурентные преимущества. В нашей стране значительная часть даже инновационных компаний функционируют на локальных рынках, где у них нет конкурентов и, соответственно, очень мало стимулов к инновациям.
Упрощенно, экономика инноваций исследует вопрос: «При каких условиях конкурентные стратегии, основанные на инновациях, более выгодны компаниям, чем иные способы извлечения прибыли/ренты?» И для ответа на него необходимо рассматривать широкий круг явлений и действия различных участников инновационной системы в единой исследовательской рамке.
Какими направлениями исследований занимаются сотрудники Лаборатории? Поделитесь самыми любопытными результатами исследований Лаборатории за время ее существования?
Лаборатория объединяет несколько групп, которые изучают поведение всех главных субъектов инновационной системы, в частности модели и стратегии инновационного поведения компаний, научно-исследовательских организаций и университетов. Большой блок связан с анализом факторов, сдерживающих инновационное развитие, движущих сил инноваций, институциональных условий, которые способствуют сетевым взаимодействиям в сфере НТИ. Нас, безусловно, интересуют и вопросы о том, какой бизнес-климат оптимален для исследований и разработок и реализации инноваций; как протекают процессы трансформации инновационных систем, в частности, под влиянием цифровизации и каковы их эффекты; какова роль государства в создании благоприятных условий для развития науки и инноваций и при помощи каких инструментов политики это может быть достигнуто.
Отдельные проекты Лаборатории связаны с разработкой методов статистического измерения науки, технологий, инноваций, оценки уровня технологического развития и цифровизации отраслей, краткосрочного прогнозирования (nowcasting) и мониторинга передовых и возникающих технологий. Для нашей работы важно точно настроить и постоянно развивать исследовательский инструментарий, расширять массивы эмпирических данных. В последние годы мы активно используем альтернативные показатели и аналитику больших данных на основе созданной в ИСИЭЗ системы iFORA.
Результаты фундаментальных исследований Лаборатории не являются «вещью в себе». Анализируя практики управления НТИ в университетах, исследовательских институтах и компаниях, мы изучаем возможности их усиления с опорой на инструменты доказательной, то есть основанной на фактах, политики.
Могу уверенно сказать, что портфель исследований Лаборатории достаточно обширен, что позволяет поддерживать стабильный поток публикаций в авторитетных научных журналах в нашей предметной области.
В числе наиболее значимых и престижных проектов — участие в консорциуме по разработке новой редакции международного стандарта статистического наблюдения инноваций — Руководства Осло (Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition), выпущенного Евростатом и ОЭСР. Сотрудники ЛЭИ подготовили разделы Руководства, касающиеся межфирменных потоков знаний и сетевых взаимодействий, представили предложения по учету отраслевых особенностей инноваций. Эти наработки были затем апробированы нами в ходе нескольких прикладных исследований по заказам Минэкономразвития России и Росстата и уже частично внедрены в практику государственной статистики.
Приятно отметить, что заделы ЛЭИ способствовали тому, что в 2020 году победила заявка на создание в рамках нацпроекта «Наука» Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» силами консорциума НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО и Института этнологии и антропологии РАН, который имеет все шансы стать крупнейшим в современной истории российской науки проектом в области социально-гуманитарного знания. Наши заделы помогут развить повестку исследований человеческого капитала в эпоху открытых инноваций, разработать инструментарий для его измерения на основе специальных эмпирических исследований и операционализировать концепцию инновационной культуры как на уровне организаций, так и на уровне общества в целом.
Несколько лет назад коллектив Лаборатории впервые провел исследование делового климата для ведения научной и инновационной деятельности («Doing Science»), которое охватило 345 научно-исследовательских организаций и университетов. Мы впервые применили подход, основанный на конъюнктурных исследованиях делового климата, к измерению качества рамочных условий для науки и инноваций. Это помогло выявить множество «бутылочных горлышек» и барьеров. По итогам проекта вышла серия резонансных материалов академического и прикладного характера. На одном из последних ПМЭФ мы совместно с Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке и образованию провели довольно интересную дискуссию «Doing Science: насколько комфортно в российской науке молодым?»
Наряду с компаниями — производителями инновационных товаров и услуг, в инновационную деятельность все более заметно вовлекаются потребители. Масштабы инноваций в домохозяйствах и на рабочих местах, потенциал и факторы создания пользовательских инноваций мы тоже изучаем уже не один год. Обычные граждане не только заходят на поле инноваций, но подключаются и к научному поиску. Наши первые измерения вовлеченности населения в науку и участия в волонтерских практиках citizen science показали, что доля граждан, помогающих ученым, в среднем по России составляет 3%. В рамках мониторинга инновационного поведения населения удалось сформировать не имеющую аналогов в мире панель, которая позволяет получать лонгитюдные данные о вовлечении индивидов в инновационные процессы и производство научного знания. Проведенные в 2018–2020 годах новые волны этого лонгитюда дали богатую основу для комплексного анализа вовлеченности граждан в генерацию инноваций и участия в практиках citizen science. Если часть мониторинга, связанная с анализом отношения к инновациям в домохозяйствах, гармонизирована с аналогичными международными проектами (Евробарометр, Иннобарометр и др.), то подходы к анализу пользовательских инноваций являются относительно новыми для мировой повестки.
Наш коллектив интегрирован и в экспертные сообщества, и можно смело утверждать, что результаты работы лабораторий и Института в целом, в частности, благодаря вовлечению в такие проекты, как Глобальный инновационный индекс (GII), или в подготовку регулярных изданий ОЭСР по сфере НТИ и докладов ЮНЕСКО по науке (издаются раз в пять лет) позволили более четко обрисовать профиль России на мировой карте науки и инноваций.
Как сотрудники Лаборатории принимают участие в образовательной деятельности университета?
Образовательная деятельность в ИСИЭЗ, по сути, тесно переплетается с научными направлениями и реализуется при участии с обеих международных лабораторий. Выделю четыре блока нашей образовательной деятельности в сфере образования, которые фактически охватывают весь жизненный цикл подготовки кадров.
Во-первых, результаты исследований международных лабораторий способствуют развитию и актуализации англоязычной магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» — ядра образовательных продуктов ИСИЭЗ. Как я уже говорил, ее академическое руководство осуществляет заведующий ЛЭИ Дирк Майснер. В академический совет программы входят зарубежные сотрудники международных лабораторий, которые всегда на связи с программой и участвуют в ее дизайне. В лаборатории работают выпускники, студенты проходят практику. В этом учебном году почти треть студентов выбрали ЛЭИ и другие исследовательские подразделения ИСИЭЗ местом учебной практики. Впервые в этом году мы привлекли наших студентов в качестве учебных ассистентов, и оцениваем данный опыт как весьма успешный. Выпускники программы, в том числе выбравшие карьеру в корпоративном секторе (таких у нас более 70%), накопили достаточно опыта, чтобы передавать его новым когортам обучающихся. Это позволяет соблюсти баланс между академическими стандартами и ожиданиями бизнеса, выстраивать индивидуальные образовательные траектории с интеграцией в международные профессиональные сообщества. В общем, магистерская программа стала площадкой не только для внедрения результатов фундаментальных исследований в образовательный процесс, но и механизмом интеграции наших научных сотрудников и зарубежных профессоров, а в некотором роде еще кузницей кадров для всего Института, которая омолаживает и оживляет разные исследовательские команды.
Во-вторых, сотрудники Лаборатории используют компетенции по мониторингу внешней среды, прогнозированию рынков, технологических сдвигов и поведенческих моделей потребителей, по управлению инновациями для чтения курсов бакалаврам и магистрам в рамках общеуниверситетского пула дисциплин. Например, курсы про научно-технологическое прогнозирование в цифровой экономике читают для студентов факультета мировой экономики и мировой политики, про особенности работы с данными — для студентов департамента медиа ФКМД. Наши сотрудники принимают активное участие в проектных исследовательских семинарах на факультете экономических наук, взаимодействуют с коллегами с факультетов менеджмента, социальных, гуманитарных, компьютерных наук, из МИЭМ.
В-третьих, мы заинтересованы в подготовке аспирантов и выстраиваем весьма тесное сотрудничество с разными аспирантскими школами (по экономическим, социологическим, техническим наукам и менеджменту). В конце прошлого года трое наших аспирантов сделали приятный подарок — успешно прошли предзащиту диссертаций. В этом году ждем защит.
Наконец, в-четвертых, реализуем программы повышения квалификации для корпоративного сектора и государственных управленцев топ-уровня в сфере науки, технологий и инноваций, в том числе зарубежных. Эти программы, как правило, возникают как спин-офф прикладных проектов с компаниями или зарубежными партнерами. Сотрудники лабораторий здесь в большей степени выступают в роли наставников и дизайнеров образовательной программы, проводят мастер-классы и гостевые лекции по таким направлениям, как форсайт, цифровая трансформация бизнеса, менеджмент кластера и др.
Развивается ли Лаборатория по направлению к некоторой цели? Какие задачи видятся Вам как приоритетные в перспективе ближайших лет?
Главная цель развития Лаборатории — стать заметным на международной арене центром компетенций в области доказательного исследования экономики инноваций, с особым фокусом на современных методах моделирования, использовании микроданных и новых, альтернативных подходов к анализу инновационных процессов (включая методы вычислительных социальных наук и анализ больших данных).
Перечисленные направления обозначают примерные границы актуальной глобальной повестки исследований НТИ, в рамках которой ЛЭИ продолжит развиваться в среднесрочной перспективе. Следование этой повестке предполагает приглашение известных ученых с международного академического рынка труда, привлечение талантливой молодежи, развитие исследовательских компетенций.
Мы открыты к сотрудничеству по широкому спектру направлений. Всех, кому близка сфера инноваций, приглашаю на ежегодную осеннюю конференцию ИСИЭЗ «Форсайт, научно-технологическая и инновационная политика», которую совместными усилиями организуют обе наши лаборатории. С актуальными результатами исследований ЛЭИ также можно знакомиться в выпусках журнала «Форсайт» и еженедельных экспресс-информациях «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика».
Источник: «Окна роста» (выпуск от 20 июня 2021)