Семинар Джонатана Линтона «Управление технологическими инновациями и издательская деятельность: взгляд редактора»
2 марта 2012 г. в НИУ ВШЭ состоялся семинар профессора Университета Оттавы, главного редактора журнала Technovation Джонатана Линтона «Управление технологическими инновациями и издательская деятельность: взгляд редактора», организованный Лабораторией экономики инноваций Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
В ходе работы семинара Джонатан Линтон рассмотрел особенности публикационной активности в сфере инновационного технологического менеджмента и поделился некоторыми практическими навыками выстраивания публикационной стратегии. Выступление было начато представлением шести стеоретипных ролей, с которыми, как правило, ассоциируют главного редактора: злобного монстра, привратника, тренера, глашатая новостей, мудреца или гадалки на кристальном шаре. Для лучшего понимания того, что подразумевает под хорошей статьей Ваш будущий редактор, следует подумать, насколько он соответствует одной из этих шести ипостасей, посоветовал Дж. Линтон. Базируясь на этих шутливых метафорических образах, он представил отличительные особенности различных редакторских подходов.
Так, для редактора–привратника главными критериями являются релевантность статьи, новизна, содержательность, легкость применения теоретических результатов на практике, возможность генерализации предложенных выводов и актуальность.
Для удовлетворения требований редактора-тренера важно избежать очевидных недочетов (орфографических ошибок и т. п.) и учитывать, что этому типу редакторов свойственно отклонять большое количество работ.
В случае с редактором-глашатаем новостей необходимо четко понимать, на какой временной период ориентируется журнал (анализ феноменов «недавнего» или «дальнего» прошлого, ближайшее будущее и т. д.). Здесь важно избежать доказывания уже устоявшихся интеллектуальных установок. Так, повторение очевидных тезисов о завершении эпохи колониального управления не будет иметь смысла.
Внимание редактора-мудреца или редактора-гадалки способны привлечь такие направления как инновационная политика, устойчивое развитие, дипломатия, мирное урегулирование конфликтов и т.д.
Резюмируя вышесказанное, Дж. Линтон подчеркнул, что, несмотря на разнообразие редакторских подходов, аспекты, обеспечение благополучного развития общества (что не ограничивается экономикой), представляется сегодня наиболее актуальной и релевантной темой для публикаций. Докладчик привел множество примеров востребованных для публикации тем: разработка моделей управления технологическим развитием на основе оценки потребностей общества, развитие открытых моделей создания добавленной стоимости и распределение ролей между участниками процесса создания инноваций, сочетание режима конкуренции и сотрудничества, разработка адресных норм регулирования интеллектуальной собственности и т.д.).
Отдельная часть семинара была посвящена рекомендациям для сотрудников международных лабораторий ИСИЭЗ как потенциальных авторов журнала Technovation . Для выстраивания эффективной публикационной стратегии Дж. Линтон советовал авторам четко прояснять для себя, какую цель они преследуют и чего ожидают в результате публикации своего материала. Следующий важный вопрос, который был рассмотрен – определение потенциальной целевой аудитории статьи. Очевидно, что статьи описательного характера скорее заинтересуют не академическое сообщество, а практикующих специалистов. И наоборот. Поясним, что к «не описательным» статьям относят те, в которых представляется новая методология, апробируется новая или развивается уже существующая теория.
Докладчик подчеркнул, что если автор намеревается построить статью вокруг представления методологии, то необходимо понять, позволяет ли статья увидеть нечто большее, чем пример использования уже известной методологии. Необходимо просчитать, какова вероятность, что целевая аудитория читателей сочтет статью полезной и будет заинтересована в использовании данной методологии.
В случае, если автор собирается апробировать теорию, докладчик предложил поставить следующий ряд вопросов. Во-первых, идет ли речь о теории, которая была уже предложена, но никогда не проверялась на практике? Позволяет ли апробирование теории расширить фронт теоретических знаний? При этом в рамках статьи не исключено сфокусироваться на уже апробированной теории, сконцентрировавшись на обосновании новых интерпретаций и идей. Так определенный интерес представляет собой исследования, концентрирующиеся на демонстрации того, почему определенные теории не являются релевантными в случае России.
«Полезность» статьи докладчик предложил проанализировать по следующим критериям. Во-первых, возможно ли обобщение представленных выводов? Насколько быстро они могут потерять актуальность? Позволяет ли статья «сказать новое слово»? Привносит ли статья дополнительное развитие теории и/или практики?
Другая важная составляющая успеха – аккуратное и полное представление информации, в т.ч. резюме статьи, первое предложение, выводы (для теории и практики), заключение и список литературы. Чрезвычайно важно избегать банальных клише и сложных конструкций, способных запутать читателя.
Дж. Линтон подчеркнул, что необходимо также понимать специфику области знаний, в которой позиционирует себя автор. Инновационный технологический менеджмент (technology innovation management, TIM) - относительно новое исследовательское направление, которому, по мнению докладчика, характерна интернационализация и «рассредоточенность». По версии журнала Technovation за 2007 г. в десятку лидирующих исследовательских организаций входят Национальный университет Тайваня Чао-Танг (National Chiao Tung University Taiwan), Университет Манчестера (University of Manchester), Технологический институт Джорджии (Georgia Tech), Токийский технологический институт (Tokyo Institute of Technology), Технический университет Эйндховена (Eindhoven University of Technology), Научный центр по атомной энергетике в Индии (Nuclear Science Center India), Массачусетский технологический институт (Massachusets Institute of Technology, MIT), Кембриджский университет (Uiversity of Cambridge), Политехнический институт Ренсселера (Rensselaer Polytechnic Institute) и Ноттингемский университет (University of Nottingham). В списке из 36 лидирующих исследовательских организаций в данной области Россия не представлена. Дж. Линтон также представил журналы-лидеры по числу цитирования в смежных областях знаний – менеджменте инновационных продуктов (product innovation management) и менеджменте науки (R&D management). По последнему направлению Technovation занимает 13-е место из 20 в списке журналов, лидирующих по числу цитирований. По импакт-фактору в сфере инновационного технологического менеджмента за 2007, 2008, 2009 г. тройку лидеров представляют журналы Research Policy, Journal of Product Innovation Management и Technovation.
Главный редактор Technovation рекомендовал научно-педагогическим работникам ряд тем, актуальных для готовящегося 29-ого номера журнала. Во-первых, Дж. Линтон советовал не писать об информационных технологиях и адаптацию технологий, предложив вместо этого такие темы как трансфер технологий, предпринимательство в наукоемком секторе, возникающие технологии, развивающиеся экономики. Как уже упоминалось ранее, журнал Technovation обладает высоким импакт-фактором (2,993 на 2010 г.), который продолжает увеличиваться. Введение процедуры он-лайн рецензирования позволило ускорить публикационный процесс. Следует отметить, что на данный момент средний период ожидания отзыва от редакции Technovation - 95,2 дня.
Во время сессии вопросов директор Международного научно-образовательного Форсайт-центра НИУ ВШЭ А.В. Соколов поинтересовался, какая пропорция статей проходит первоначальный редакторский контроль. Дж. Линтон сообщил, что эта доля достигает 25-35%, затем около 50% этих статей могут быть окончательно утверждены к публикации. Другой вопрос аудитории касался индексов цитирования и возможных преференций по отношению к той или другой системе. Докладчик ответил, что для поднятия престижа журнала, очевидно q является необходимость сотрудничества с Web of S cience. В случае, если цель – обеспечить легкое нахождение статей, то достаточно базы данных Scopus.
Следующий вопрос к главному редактору затронул методологические аспекты написания статей: как правильно выбрать баланс между объяснением методологических особенностей и выводов в тексте? Насколько важно детализировать методологию? Дж. Линтон предложил такой вариант решения как размещение детальных документов (вопросники, схемы и т.д.) в приложении. Методология должна объясняться сжато, но достаточно полно для четкого понимания. Дискуссия и интерпретация результатов исследования – одна из ключевых частей статьи, на которой нецелесообразно экономить. Выводы Дж. Линтон рекомендовал наглядно представить в двух частях (как выводы для теории и практики).
Последний вопрос затрагивал качество языка англоязычных публикаций авторов, которые не являются носителями языка. Докладчик рекомендовал как можно чаще консультироваться с англоязычными коллегами перед отправкой текстов в редакцию.
Материал подготовила Анна Зайцева