Для наукоградов наступает стратегический момент
Наукограды становятся серьезными игроками в национальной системе стратегического планирования. С нового года вступает в силу федеральный закон «О статусе наукограда», обязывающий муниципалитеты этих городов разрабатывать долгосрочные стратегии социально-экономического развития. Как на практике реализовывать его требования, обсудили 5 июля на конференции в НИУ ВШЭ мэры наукоградов, представители Минобрнауки России и эксперты Высшей школы экономики.
Новые контуры устройства «интеллектуальных территорий»
С 1 января 2017 года вступает в действие Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Документ станет очередной вехой в череде законодательных инициатив, уходящих корнями в начало 1990-х годов, когда и возник термин «наукоград».
В обновленном документе переосмыслены понятие и миссия наукоградов, в их отношении определен ряд критериев, согласно которым они должны регулярно подтверждать свой «особый» статус. Среди этих требований, например, такие: не менее 20% численности всех работоспособных жителей должны трудиться в организациях научно-производственного комплекса (НПК); из них не менее 20% научных работников должны относиться к профессорско-преподавательскому составу; не менее 50% общего объема всех товаров и услуг в городе должны производить организации НПК.
При новой постановке количественную, статистически измеримую, сторону жизни наукоградов — муниципальных образований с высокой концентрацией научно-технологического и производственного потенциала — должна поддержать сторона качественная: их экономический рост будет заметно сильнее зависеть от эффективного функционирования НПК, привлечения инвестиций и других ресурсов, умения запускать и удерживать наукоемкие проекты. Прежде наукограды в своем развитии больше опирались на бюджетные субсидии и были, по сути, дотационными.
Задачи нового этапа сложно решить без выделения четких долгосрочных приоритетов, определения опорных проектов, и для этого принятый закон предписывает наукоградам разработать стратегии социально-экономического развития, а также согласовать, утвердить и отслеживать ход их реализации. Прежде муниципальным образованиям не требовалось иметь свою стратегию развития.
Между тем, система документов стратегического планирования федерального уровня — «надстратегий», по терминологии директора некоммерческого партнерства «Союз наукоградов России» Михаила Кузнецова, причем еще не вполне сложившаяся, задает довольно сложный фон разработчикам других стратегий. В последние годы были приняты Закон о стратегическом планировании, Прогноз научно-технологического развития России на период до 2030 года, спикер вспомнил и «Доклад ЮНЕСКО о науке: на пути к 2030 году». Инструменты развития территорий с высокой концентрацией научно-технологического и производственного потенциала оговариваются в Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года, в программах развития инновационных территориальных и промышленных кластеров. Эти вопросы обсуждаются и в рамках формирования Стратегии научно-технологического развития РФ на период до 2030 года: одна из ее экспертных групп так и называется «Территориальная организация исследований, разработок, производств». Некоторые выводы этой группы представил Павел Рудник, директор Центра стратегий и программ Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.
Отражая ориентиры развития, сами «надстратегии» тоже постоянно развиваются, заметил модератор конференции первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг. Наукограды должны занимать активную позицию, способствуя формированию благоприятного предпринимательского климата и привлекательной среды для населения. Важна четкая система приоритетов — «умная специализация», позволяющая реализовать конкурентные преимущества соответствующих территорий. Необходимо научиться пользоваться и всеми доступными инструментами стимулирования инноваций. Например, меры поддержки инновационных территориальных и промышленных кластеров, технопарков, малого и среднего бизнеса вполне могут применить к себе и наукограды.
Стратегии на практике
Первым защищает статус наукограда в 2017-м году Троицк: «первопроходец» уже разработал свою стратегию (документ готовился при активном участии ВШЭ), провел серию общественных дискуссий, утвердил на уровне Совета депутатов. Пример Троицка во многом может служить моделью для других наукоградов. Аналогичный документ утвержден в Бийске, причем его отдельно выносили на общественное обсуждение, что позволило учесть пожелания общественности, и он также готов к реализации. Во Фрязино стратегию принялись реализовывать еще до официального утверждения документа.
Представленные на конференции стратегии (кроме упомянутых выше прозвучали презентации от Обнинска, Зеленограда, Пущино, Кольцово) содержали схожие положения: усиление НПК, развитие инновационной инфраструктуры и инвестиций, развитие и продвижение технологий, развитие человеческого капитала, вопросы градостроительной политики и формирование комфортной среды проживания указывали в стратегиях главными целями и задачами практически все наукограды. Отличия заметны на уровне конкретных показателей их выполнения (во многом их определяет специализация наукоградов) и горизонтов планирования. Например, создатели стратегии Кольцово одним из показателей к 2030 году определили появление 15 новых зарегистрированных оригинальных биофармацевтических и ветеринарных лекарственных препаратов.
Выбор продуктовой линейки в качестве ориентира развития НПК положительно оценил замдиректора Департамента науки и технологий Минобрнауки России Сергей Матвеев. Обобщая подходы к разработке и реализации наукоградами своих стратегий, он выделил главное их назначение — создание современной, динамичной экономики городов с опорой на сильный научно-производственный комплекс, эффективность которого подтверждают ощутимые социально-экономические блага. В противовес созданию, в традиционной постановке, условий для развития науки как таковой, результатом чего может стать строительство очередной «башни из слоновой кости». «Роль науки в развитии этих территорий не должна быть гипертрофированной», — подчеркнул Сергей Матвеев. Равнозначное внимание наукоградам следует уделять и сфере инжиниринга, и технологическому предпринимательству.
Другие спикеры также указывали на недостаточно тесные взаимосвязи между наукой, бизнесом, государством и обществом. Мэры отмечали разрозненность нормативно-правовой базы, регулирующей жизнь наукоградов, незавершенность некоторых предыдущих законотворческих инициатив, например, поддержки особых экономических зон, нередко возникающий конфликт между согласованными стратегическими планами и ситуативными произвольными решениями. В целом, многие проблемы разработки стратегий оказались общими.
Камнем преткновения стала федеральная подчиненность: согласно действующему законодательству, муниципалитеты обладают достаточно узким диапазоном полномочий, по этой причине «статус наукограда сложно реализуется», сказала Татьяна Кузнецова, директор Центра научно-технической и инновационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Эффективное развитие технополисов (близких аналогов наукоградов на Западе) опирается на большую самостоятельность местных властей, отметила эксперт. По наблюдениям Михаила Кузнецова из Союза наукоградов России, наиболее успешными оказываются те наукограды, где стейкхолдеры смогли договориться о направлениях развития.
Традиция мечтать о будущем
Без долгосрочной стратегической повестки сегодня нельзя вписаться в глобальную экономику нового типа. Формирование национальной системы технологического прогнозирования обостряет потребность в четком обоснованном плане развития и на уровне страны для всех субъектов ее инновационной системы. Как считает заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок, наукограды могут отлично вписаться в эти процессы, увязав в своих стратегиях инструменты прогнозирования национального, отраслевого и регионального уровней.
Изначально привлекая к себе лучшие интеллектуальные ресурсы, наукограды на новом этапе развития должны действовать на опережение, просчитывать растущие потребности креативного класса, в первую очередь молодежи, подчеркнула Галина Копыченко, эксперт Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ. Всегда актуальная для наукоградов проблема перетока кадров в соседние мегаполисы может еще более обостриться в условиях глобальной экономики.
Итоги дискуссии о массиве проблем, возникающих при разработке стратегий наукоградов, мэр Кольцово Николай Красников резюмировал в стихотворении, где были, в частности, строчки: «Нам нельзя, конечно, без стратегий». Подписав этими стихами собственную книгу (вручил ее Петру Комарову из Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ, выступившему с вдохновительной презентацией о брендинге территорий), напомнил завет своих учителей — основателей новосибирского наукограда: почаще заглядывать за горизонт и мечтать о будущем.
Видеозапись
начало:
продолжение:
Презентации:
Итоги рабочей группы «Территориальная организация исследований, разработок, производств»
О стратегиях наукоградов: Троицк Пущино Обнинск Фрязино Кольцово ИТК Зеленоград
Презентации экспертов НИУ ВШЭ:
Социальная сфера и рынок труда на территориях науки
Повышение инвестиционной привлекательности
Градостроительная политика
Территориальный брендинг
Фотографии: все фотографии мероприятия
Гохберг Леонид Маркович
Лаборатория экономики инноваций: Руководитель
Кузнецова Татьяна Евгеньевна
Лаборатория экономики инноваций: Главный научный сотрудник