• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алёна Нефёдова представила в UCL Institute of Education доклад о «мягкой силе» российского образования

 

Алёна Нефёдова, младший научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, поделилась результатами исследования экспортного потенциала российского образования на исследовательском семинаре Глобального центра изучения образования в UCL Institute of Education, где она в марте проходила стажировку.

Глобальный центр изучения образования
  создан в 2015 году при Институте образования Университетского колледжа Лондона (UCL Institute of Education), представляет собой глобальную сеть, в которую входят 40 исследователей из таких стран, как Япония, Голландия, Нидерланды, Китай, США и Ирландия и др. Его возглавляет всемирно известный исследователь образования   проф. Саймон Марджинсон , давно сотрудничающий с Высшей школой экономики. Благодаря этому партнерству Алёна получила возможность провести в Институте образования UCL месяц в статусе «приглашенного исследователя» (предполагает использование полноценного рабочего места, доступ к фондам библиотеки института, электронным ресурсам и корпоративной почте).

За время стажировки Алёна посетила 1 марта Ежегодную международную конференцию «Higher education: changing global relations», а также представила доклад на исследовательском семинаре Глобального центра изучения образования, который состоялся 9 марта. В основу доклада легли результаты диссертационного исследования «Конкурентные стратегии ведущих российских вузов по привлечению иностранных студентов».  Презентация Алёны длилась около 40 минут, за которой последовала столь же продолжительная серия вопросов-ответов. Судя по отзывам и реакции зала, выступление Алёны Нефедовой произвело положительное впечатление на аудиторию. Профессор Марджинсон отметил, что это был весьма познавательный и вдумчивый доклад, и выразил желание продолжать сотрудничество.

Презентация Алены Нефедовой и аудиозапись ее выступления.

Резюме доклада:

На мировом рынке образования обостряется конкуренция университетов за лучших студентов. Алёна проанализировала экспортный потенциал российского образования с точки зрения двух теоретических подходов —  неолиберального  (при котором университет выступает в качестве автономного подразделения и привлекает иностранных студентов для получения прибыли) и  политико-экономического  (при котором государства конкурируют друг с другом на уровне национальных систем образования и увеличивают свое политическое влияние посредством образования).

С опорой на статистические данные и результаты социологических опросов Алёна демонстрирует, что российское высшее образование в настоящее время развернуто преимущественно в сторону студентов из СНГ, способствуя, в том числе, повышению политической лояльности государств Содружества. Основным источником прибыли при этом является дистанционное обучение по программам бакалавриата и специализированным программам.

Тем не менее, опыт нескольких ведущих российских университетов показывает, что активная политика стимулирования экспорта образовательных услуг помогает вузам привлекать талантливых студентов не только из стран СНГ, но и из дальнего зарубежья.

Некоторые выводы из выступления Алёны Нефёдовой цитирует еженедельный журнал  Times Higher Education, авторитетнейший ресурс, освещающий вопросы высшего образования. В статье под заголовком «Russia targets soft power, not money, from international students», в частности, говорится, что российское высшее образование в большей степени выступает средством «мягкой силы», помогающей стране укреплять вес в бывших советских республиках, нежели является источником получения значительного дохода от иностранных зачислений.

Higher education: changing global relations (новость о докладе Алёны Нефёдовой на сайте Глобального центра изучения образования UCL)

Новость о стажировке Алёны Нефёдовой на портале «Аспирантура НИУ ВШЭ»

Russia targets soft power, not money, from international students  (новость о выступлении Алёны Нефёдовой в журнале Times Higher Education, 10.03.2017)