• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Кооперация с научными организациями и вузами — ключ к успеху инновационного бизнеса»

«Кооперация с научными организациями и вузами — ключ к успеху инновационного бизнеса»

© iStock

Результативность инновационного бизнеса зависит от умения компании разрабатывать инновации в сотрудничестве с внешними партнерами. Это делают практически все российские промпредприятия, но лишь немногие имеют разветвленную партнерскую сеть, выяснили сотрудники Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Валерия Власова и Виталий Рудь. Их статья вышла в декабрьском номере журнала «Форсайт».

Используя данные двух волн мониторинга инновационной деятельности предприятий обрабатывающей промышленности в 2015 и 2018 годах, авторы исследования впервые подтвердили распространенную, но не имеющую однозначного подтверждения гипотезу о связи открытости стратегии с конечной результативностью инноваций.

Обследование охватывало предприятия обрабатывающей промышленности, расположенные не менее чем в 40 регионах страны. В 2015 году в выборку вошли 1206 предприятий, из них 805 инновационно активных — они разрабатывали либо внедряли технологические инновации в течение последних трех лет. Объектом исследования в 2018 году выступили 545 предприятий высоко- и среднетехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности (422 инновационно активных).

 Валерия Власова, научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Мы на российских данных показали, что компании, способные создавать продукцию высокой рыночной новизны, отличает активная вовлеченность в сетевое взаимодействие и главное — тесное сотрудничество с организациями науки и образования в процессе разработки и внедрения инноваций.

При разработке инноваций компания сотрудничает с разными типами контрагентов: и с клиентами/поставщиками, и конкурентами, и с органами государственной власти, и консалтинговыми фирмами, и с организациями сектора исследований и разработок. В статье рассматривается девять типов разных партнеров, с которыми предприятия могут сотрудничать в самых разных комбинациях.

Для выявления закономерностей в конфигурации кооперационных сетей ученые взяли три аспекта сетевого взаимодействия — выбор партнеров по кооперации, их географическая удаленность и длительность контактов. Анализ позволил продемонстрировать позитивную связь между открытостью инновационной стратегии и инновационной продуктивностью предприятий. Продуктивность — способность производить новую для рынка продукцию и встраиваться в глобальные цепочки создания стоимости.

Результаты исследования свидетельствуют, что в российской обрабатывающей промышленности практически все инновационно-активные предприятия сотрудничают с внешними контрагентами в процессе разработки инноваций (98,5%), но лишь немногие компании имеют разветвленную партнерскую сеть.

Самой распространенной моделью сотрудничества остаются разовые нерегулярные контракты с клиентами и поставщиками, находящимися в России. Ее выбирают более 40% обследуемых предприятий.

Привлечение в инновационные проекты широкого круга участников из разных секторов экономики, включая зарубежных, распространено крайне слабо (менее 5%) и лишь в рамках долгосрочных отношений. При этом отличительной чертой предприятий, имеющих широкую сеть партнеров, является активное сотрудничество с вузами и научными организациями.

Виталий Рудь, заместитель заведующего Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Несмотря на стереотипы о неготовности российской науки предоставить качественные прикладные результаты, именно активное сотрудничество с вузами и научными организациями оказывается характерной особенностью предприятий, способных создавать продукцию высокой инновационности, конкурентоспособную на внешних рынках.

Вовлеченные в научно-производственную кооперацию инновационные предприятия высокотехнологичной промышленности чаще нацелены на внедрение новой продукции и улучшение существующей, их стратегии также отличает фокус на поиск новых групп клиентов и расширение продуктовой линейки.

Конфигурации сетей сотрудничества (доля выбравших соответствующую модель в общем числе инновационных предприятий, %)

Примечание: ЦП – цепочка поставок (сотрудничество с потребителями продукции и поставщиками сырья, материалов и комплектующих)

Материал опубликован на портале НИУ ВШЭ