Цифровые практики россиян в период самоизоляции
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет результаты опроса населения о цифровых практиках в 2020 году, иллюстрирующие динамику освоения новых форматов для решения повседневных задач.
Ключевые результаты
В период самоизоляции примерно три четверти (76%) опрошенных стали чаще пользоваться цифровыми инструментами для решения различных повседневных задач. Половина респондентов (49%) установили дополнительные приложения и программы. Каждый третий (34%) освоил какой-либо новый для себя навык, а 48% планируют это в ближайшем будущем.
Несмотря на активное использование интернета, предпочтения респондентов в выборе инструментов для решения различных задач сильно варьируют. Наибольшая степень цифровизации характерна для таких практик, как поиск информации, использование госуслуг (в том числе смежных сервисов передачи и оплаты показаний счетчиков), электронная торговля (продажа товаров или услуг), потребление развлекательного контента (музыка, фильмы и др.). Значения индекса цифровизации для этих видов деятельности превышают 70 при максимуме в 100 пунктов (рис. 1). Это обусловлено, прежде всего, развитостью соответствующих сервисов и цифровых платформ. Однако ни одна из популярных цифровых практик не перешла в онлайн полностью.
Рис. 1. Цифровизация социальных практик
* Индекс цифровизации рассчитан на основе вопроса об использовании интернета в различных социальных практиках по формуле: (0* (только офлайн) + 25* (чаще офлайн) + 50* (поровну офлайн и онлайн) + 75* (чаще онлайн) + 100* (только онлайн)) / 100% - (не делали вообще) - (затруднились ответить). Минимальное значение индекса составляет 0 и указывает на отсутствие применения цифровых инструментов для решения обозначенных повседневных задач, максимальное — 100 (используются только цифровые инструменты). Значения вблизи 50 пунктов говорят о балансе между использованием онлайн- и офлайн-сервисов.
** Прирост активности применения цифровых инструментов представляет собой удельный вес пользователей, которые стали чаще использовать онлайн-сервисы в период самоизоляции, в общей численности опрошенных, реализующих обозначенную практику.
Довольно высокая степень цифровизации также наблюдается в таких практиках, как обращения в органы власти и голосование, игры, образовательная активность, получение финансовых и страховых услуг, аренда транспортных средств, коммуникации (значения индекса цифровизации — в диапазоне от 60 до 69).
В других сферах цифровизация пока не привела к значительному снижению роли нецифровых инструментов. Так, 74% респондентов приобретали какие-либо товары и услуги через интернет за последние 12 месяцев, но индекс цифровизации здесь составляет 53, т.е. опрошенные практически в равной степени покупают товары / услуги онлайн и в традиционных магазинах.
Наименее популярно применение цифровых сервисов в области медицинских услуг и занятий спортом / танцами (индекс цифровизации — 32 и 31 соответственно). Низкий уровень цифровизации наблюдается в сфере занятости (42): хотя каждый второй опрошенный (44%) в той или иной степени использует интернет для работы, основные свои обязанности занятые пользователи чаще выполняют офлайн. Подавляющее большинство трудоустроенных респондентов (70%) работают очно.
Пандемия способствовала росту применения интернета в некоторых социальных практиках пользователей. Наиболее заметно вынужденная цифровизация повлияла на потребление информационного и развлекательного контента, использование государственных и образовательных услуг, межличностное общение. Интенсивность применения интернета в этих видах деятельности за период самоизоляции выросла на 37–43%. Это означает, что свыше трети потребителей соответствующих сервисов стали использовать их чаще именно в период самоизоляции.
Исследование свидетельствует о значительных изменениях в образе жизни пользователей, триггером которых явилась пандемия. Часть цифровых практик стали не только более востребованными в условиях вынужденной самоизоляции, но и продемонстрировали возможность замещения традиционных способов действия. Активное использование цифровых сервисов и устройств стимулировало людей к совершенствованию соответствующих навыков, что может уже в ближайшей перспективе привести к росту показателей цифровой грамотности населения.
Источники: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по результатам проекта «Исследование факторов интеграции населения в цифровую экономику и эффектов пандемии на интенсивность процессов использования в обществе цифровых технологий» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Валентина Полякова, Анастасия Нестеренко и Константин Фурсов
Предыдущий выпуск: «Привлекательность карьеры в науке растет»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»