• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Насколько соответствуют знания выпускников инженерно-технических вузов запросам рынка?

 

В серии препринтов НИУ ВШЭ Science, Technology and Innovation под 13-м номером вышла публикация Натальи Шматко "Graduates’ Competencies for the Innovation Labour Market" («Востребованность компетенций выпускников на инновационном рынке труда»). Она дает картину того, какой персонал работает в инновационных секторах российской экономики, согласно данным обследования, проведенного в 2011 году экспертами ИСИЭЗ.

В препринте Натальи Шматко, возглавляющей в Институте статистических исследований и экономики знаний отдел исследований человеческого капитала, изучаются навыки и способности высококвалифицированных кадров, занятых в сфере инноваций.
 
Во многих европейских странах, США, Канаде и других развитых экономиках сформированы и постоянно актуализируются национальные системы компетенций, цель которых готовить и отбирать сотрудников, востребованных современным рынком труда. Это серьезная и крайне сложная задача, которую еще только предстоит решить России. Для этого необходимо разработать соответствующую методологию и инструментарий, позволяющие оценить, во-первых, компетенции, приобретаемые во время профессионального обучения; во-вторых, знания и навыки по специальности, востребованные на конкретных рабочих местах.
 
Одна из целей проведенного в 2011 году Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ обследования инженерно-технического персонала, состояла в анализе тенденций, показывающих, насколько требования к квалификации персонала соответствуют ожиданиям рынка. Обследование затронуло три группы научно-технических работников, предположительно обладающих высокими компетенциями:

1) инженеры-исследователи: сотрудники научных и проектных организаций, непосредственно занимающиеся исследованиями и разработками;

2) инженеры-«внедренцы»: работники внедренческих, инжиниринговых компаний, центров трансфера технологий, в чьи функциональные обязанности входит продвижение и сопровождение инновационных проектов и продуктов;

3) инженеры-производственники: инженерно-технические кадры промышленных предприятий, воплощающих инновации в продукте, реализующих инновации в изобретениях.

Общая выборка составила 3158 респондентов.

В работе можно выделить две части. В первой описаны методология сбора и анализа данных, представлены основные подходы к эмпирическому измерению компетенций. Во второй — анализируется уровень и качество полученных российскими выпускниками инженерно-технических знаний и навыков, приобретенных во время обучения.

Анализ состава и уровня развития компетенций представителей перечисленных профессиональных групп позволяет сделать вывод, что несмотря на их близость, в каждой группе выявлены различия в профилях компетенций инженерных работников, что несомненно связано с их местом в инновационном процессе.

Наиболее высокие оценки как имеющимся компетенциям, так и требуемым на их рабочем месте дают обладатели ученых степеней, стоящие у истоков создания инновационных продуктов. Самые высокие баллы получили переменные, отражающие традиционную для кандидатов и докторов наук область — «академические» навыки. Однако при оценке необходимых на рабочих местах компетенций выявилось, что набор наиболее востребованных компетенций не совсем подпадает под категорию «академических», а отражает скорее профессиональную эффективность и открытость новому.

В отношении группы «производственников» наиболее востребованными компетенциями являются те, что способствуют эффективному выполнению поставленной производственной задачи, в том числе прочные базовые знания, полученные в вузе, и приобретенное профессиональное инженерное мастерство.

Завершается публикация выводами о необходимости формирования у инженерно-технических работников, наряду с собственно профессиональными, «общих» или «социальных» компетенций (например, способность к самоорганизации, открытость к новой информации, умение и желание учиться), а также коммуникативных навыков. Автор утверждает, что для специалистов, способных создавать и внедрять инновации, социальные компетенции являются абсолютно неотъемлемой частью профессиональных.

Редакция сайта ИСИЭЗ